Больше рецензий

1 июня 2024 г. 23:24

225

5 Благословенны дороги, по которым мы уходим в даль

Вся жизнь, особенно детство, проносится под вальс ,,Невозвратное время", кружа потом одними воспоминаниями, то тёплыми и согревающими, то обдающими холодом, болью и горечью.

Запах карболки, лекарств витает в кабинете. Он будто полностью пропитал отца, человека, отдавшего себя медицине, беззаветному служению людям, врача, для которого нет богатых и бедных, есть лишь пациенты, нуждающиеся в его помощи. Человека, который не знает ответов на все вопросы, но знает одно: жить нужно честно, никого не обижать, работать и не сметь брать ,,ни одной чужой копейки, нитки чужой, куска чужого".
Отчего так больно и так жжёт в груди, когда городовой на твоих глазах пинает в лицо уличной торговки? Отчего за обедом не лезет кусок в горло в присутствии голодных детей рабочих, приглашенных избалованными барчуками? Почему так страшно за ту девочку, у которой ноги как две тонкие макаронины, лицо, не знающее солнечного света в темноте и сырости подвала, а вся надежда лишь на икону, способную исцелять? Да разве перечислить все то, что волнует и тревожит душу, так остро поднимает в груди возмущение? Отцовские очки со старыми дужками, это через их стекло ты будешь видеть жизнь. Это они, стекла порядочности, достались тебе в наследство от отца, который за всю жизнь не нажил даже дом ,,размером в три аршина", но воспитал Человека.

Холодное медное кольцо двери института, оробевшие девочки в форме. Что ждёт за этой дверью?
Входишь.
Напуганные и взволнованные лица первого класса - "синявка" идёт, тише, тише.
Первое отделение - девочки из богатых семей, дочери процветающих промышленников, титулованных особ. Второе отделение - можно не церемониться. Как вести себя, если весь институт - это уменьшенная модель внешнего общества, того, что за дверью с медным кольцом? Папа учил всегда говорить правду, а можно ли ее говорить, если она навредит подруге?
Пюпитрами не стучать, отвечать полным ответом, встать - сесть, встать-сесть, плавно-бесшумно, плавно-тихо!
Актовый зал, урок танцев, портреты царей смотрят, как по сияющему паркету скользят девочки. Напудренная голова учительницы с безразлично-холодным взглядом.
Какой реверанс Вы сделаете перед господином директором? Перед нашей попечительницей, супругой господина генерал-губернатора? Перед государем императором и государыней императрицей? Ах, папа, а ты думал, тут тригонометрии учат?
Но мир не ограничивается только институтскими неприветливыми стенами. Волнительно и неспокойно; тревожное ожидание перемен, кровавых и неизбежных, перемежается со школьными буднями, врывается в них, и вот нельзя уже зацикливаться на своих страхах перед строгим уставом института, экзаменами и "синявками".
Выступления рабочих, первые маевки, мултанское дело, взволновавшее общественность дело Дрейфуса, студенческие собрания - все это подхватывает и несёт тебя, как горная река, бурный поток, сметающий все на пути. А сколько жертв, сколько жизней и судеб на заклании!
Ах, какими могут быть люди вокруг! Талантливыми , умными, открытыми новому и ценящими прекрасное! Как хорош этот мальчик, Вася Шверубович, как влюблены в него все гимназистки! Недалёк тот час, когда этот юный красавец станет актёром, знаменитым на весь мир, - Качаловым. Кто эта девочка на сцене, которая заставила душу перевернуться? Великая Вера Фёдоровна Комиссаржевская.
Толпа в Ботаническом саду, вот плавно поднимается в небо огромный шар - свершается чудо! Это Древницкий, известный воздухоплаватель, делает первые шаги в небо.
Подъезд, афиша, большая комната одной из квартир. Безрукий художник рисует ногами дорогу, которая уходит в даль. ,, Всё - вперёд, всё - в даль! Идёшь - не падай, упал - встань, расшибся - не хнычь."

Весенний сквер, сданы экзамены, слышны звуки шарманки. Девочки кружатся на аллее парами, как большие бабочки. И пусть впереди страх, тревожные дни и ночи, слезы, потери, с которыми трудно справляться незакалённым сердцам. Они кружатся, и кружится над ними неумолимое ,,Невозвратное время".