Больше рецензий

31 мая 2024 г. 21:25

364

5 советско-библейский алкотрип с философскими и иными измышлениями

Читал книгу + слушал в исполнении Сергея Шнурова

Невероятный каламбур и карнавал, который как-то прошёл мимо меня, но вот и я познакомился со знаменитой поэмой про интеллигента-алкаша Веничку. Добрёл с лирическим героем до Курского вокзала и сел в электричку, следующую по 124-километровому железнодорожному маршруту из Москвы в Петушки (Владимирская обл.) И что творилось, что творится со мной, читателем, и с героем, который одновременно и автор истории, и рассказчик, и собирательный образ души человеческой, ищущей Бога... Не рассказать в двух словах... Не выразить...
картинка AntonKopach-Bystryanskiy

«Ибо жизнь человеческая не есть ли минутное окосение души? и затмение души тоже. Мы все как бы пьяны, только каждый по-своему, один выпил больше, другой меньше. И на кого как действует: один смеётся в глаза этому миру, а другой плачет на груди этого мира»

Судя по подписи в конце текста, он был написан за пять недель 1969 года «на кабельных работах в Шереметьево — Лобня», где автор трудился на прокладке кабеля телефонной связи. А история Венички начинается с того, что он в состоянии сильнейшего похмелья ищет Кремль, не может его найти и добредает до Курского вокзала, чтобы сесть на электричку в Петушки, где проживёт его любовница с трёхлетним сыном. Веничку уволили, потому что он, руководитель бригады монтажников, рисовал графики употребления алкоголя своих подопечных (к тексту прилагаются). И по случайности эти бумаги попали к начальству.

«Всё на свете должно происходить медленно и неправильно, чтобы не сумел загордиться человек, чтобы был человек грустен и растерян»

Перед нами своеобразное роуд-муви со множественными аллюзиями к мировой литературе (Гёте и Шиллер как пример непьющего и пьющего немецкого классика), к мировой истории и мифологии (один Сфинкс с его нелепыми загадками чего стоит), к политической ситуации того времени (да, опять арабо-израильский конфликт). Даже вопрос гомосексуальности стоит очень остро:

«А надо вам заметить, что гомосексуализм в нашей стране изжит хоть и окончательно, но не целиком. Вернее, целиком, но не полностью. А вернее, даже так: целиком и полностью, но не окончательно»

Набрав достаточное количество алкогольных напитков и подарков трёхлетнему пацану, лирический герой употребляет и рассуждает, находит собутыльников, разговаривает с ангелами и Сатаной, путешествует по Европе и даже организовывает маленькую народную республику где-то поблизости от Петушков, где гастроном открывается в 5:30 (чтобы сенаторы с президентом могли опохмелиться с утра пораньше).

«Все ценные люди России, все нужные ей люди — все пили как свиньи. А лишние, бестолковые — нет, не пили»

В этих историях можно встретить даже рецепты собственноручно приготовленных алкогольных коктейлей: «Ханаанский бальзам», «Сучий потрох», «Поцелуй тёти Клавы», «Слеза комсомолки». Пусть они вымышленные, зато прекрасно отражают советскую действительность, отсылая к литературным произведениям и бытовым деталям.

Поэма Ерофеева — словно бурлеск ироничных зарисовок из повседневности, одновременно поток интеллектуальных озарений, а также духовного поиска ответов на главные вопросы жизни и человеческого бытия. Библейские отсылки пронизывают текст и придают ему особый колорит на фоне происходящих алкогольных возлияний и связанных с ними мучений (галлюцинаций, восхождений и падений) — души и тела.

«Надо чтить, повторяю, потёмки чужой души, надо смотреть в них, пусть даже там дрянь одна — всё равно: смотри и чти, смотри и не плюй»

Закольцованная история Венички как путь к Богу сквозь свои мытарства и сомнения, страхи и надежды. Прекрасный образец лирической (пусть и не без нецензурной лексики) прозы, проникнутой любовью к человеку.