Больше рецензий

Wiktor_Malawski

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 мая 2024 г. 17:52

42

3.5 Не покидайте тела

Евгений Алексеевич Торчинов
"Опыт запредельного"

Ранее у автора прочитано:
1. "Краткая история буддизма" (04.04.2020);
2. "Введение в буддизм" (03.08.2023).

Евгений Торчинов был ученым-религиоведом, известном в первую очередь трудами о буддизме, индийских и китайских религиозных традициях. Однако в данном случае он проявляет себя совсем с другой стороны. Это не книга об одной какой-то религии или конфессии, это книга обо всех религиях сразу, об общем религиозном опыте.

Автор подходит к религиозности со стороны психологии. Для этого он использует теорию трансперсональной психологии прежде всего в свете трудов Станислава Грофа. Трансперсональная психология, статус которой в научной среде и сейчас подвергается критике, концентрирует внимание на таких аспектах как трансперсональные переживания, измененные состояния сознания, психоделические эффекты, религиозный опыт. Собственно автор и анализирует некоторые религиозные традиции в свете данных аспектов.

В центр каждой религиозной традиции он ставит понятие религиозного опыта. В связи с этим он делит религии на два типа: религии чистого опыта и догматические религии. Первые стимулируют своих последователей к повторению трансперсонального опыта, отчасти уподобляясь основателю такой религии или древней традиции. Вторые акцентируют внимание не на воспроизведении религиозного опыта основателя, а на соблюдении определенных предписаний в поведении. При разговоре о "больших" религиях может статься так, что в них внутри уживается и более трансперсональный уклон с более догматическим: тут можно вспомнить, что ортодоксальное христианство требует от своих последователей догматического (без отрицательной привязки) поведения, которое выражалось бы в соблюдении необходимых действий и отказе от греха, но внутри самого же христианства есть и мистический уклон, в частности, исихазм Григория Паламы в православии и мистицизм Мейстера Экхарта в католичестве. Даже говоря о христианстве можно вспомнить и массу других традиций, конфессий и сект, уходивших в мистический уклон. Мистический уклон есть и у других в общем-то догматических религий - так можно упомянуть каббалу в иудаизме и суфизм в исламе.

Однако значительное свое внимание автор уделяет восточным практикам достижения трансперсонального опыта. Йога, которая не является религией, но только набором некоторых дыхательных практик и упражнений тела, как раз ставит целью введение йога в трансперсональное переживание, в транс и экстаз. Йогические практики могут применяться последователями индуизма, джайнизма, буддизма и некоторых других религий, как бы с разными целями, которые обусловлены самой религиозной традицией, но для достижения трансперсонального переживания, для выхода за пределы собственного сознания (а вот зачем адепту такой религии нужен этот выход в запредельное - у каждой религии ответ разный).

До этой книги я даже не знал о существовании трансперсональной психологии. А теперь, ознакомившись с ней в пересказе Торчинова, все равно не проникся. Мне не хватило убедительных доводов в пользу того, чтобы я признал трансперсонализм в качестве научной дисциплины, тем более что меня настораживают упоминаемые исследования трансперсональных переживаний, таких как "выход из тела", "припоминание прошлых жизней", которые могут происходить у испытуемых в состоянии транса, в том числе при использовании психоделических средств, например, ЛСД. В лучшем случае трансперсональная психология находится у самого края науки на границе с квазинаукой. Лично меня не убедило.

Однако отмечу, что крайне интересными были описания мистических переживаний в различных религиозных традициях как исторических (методы введения своих последователей в транс существовали еще в глубокой древности в рамках языческих религий, и даже в греко-римском язычестве можно вспомнить дионисийские мистерии), так и ныне существующих.

И пара слов об издании. При чтении я заметил множество опечаток, в нескольких местах были неожиданные разрывы абзаца. Такие ошибки напоминают те, которые случаются при распознавании текста из одного электронного формата в другой, например, при конвертации из ПДФ в вордовский формат (опечатки в виде замены одной буквы не на случайную другую букву, а на визуально похожую букву, например, путаются З и Э). Возможно, корректор в издательстве не вычитал текст на наличие опечаток должным образом.

Выходили из тела? Слышали о трансперсональной психологии?

Облако раздумий