Больше рецензий

27 мая 2024 г. 18:18

31

0 Спойлер Я разочарована настолько, что не хотела писать рецензию

Мне так хотелось отвлечься от ежедневной рутины в декрете, что я решила приобрести цикл "Рождённая стихиями", предвкушая полное погружение в чудесный мир. Увы, не вышло.

СЮЖЕТНЫЕ ДЫРЫ

Абсолютно все в этом цикле - от сюжета до мироустройства - это картонные декорации для развития любовной линии героев.

Во всех книгах автор вела повествование в своеобразной манере: в одной части читателю набрасывают кучу разрозненных идей, а в последующих стараются свести все в одну точку, параллельно вводя новые данные. В "Кристальной короне" всё это, как и ожидалось, вылилось в кучу несостыковок и недомолвок.

Не до конца раскрыта роль Кристального оружия. В "Гневе воды" упоминалось о четырёх кристальных артефактах: секире, серпе, мече и короне. О серпе упоминается буквально в одном абзаце. Я думала, в пятой части цикла Валла отыщет оружие, и оно сыграет свою роль в финальной битве. Но мы больше никогда о нем не слышим.

То же самое с мечом: в разговоре с Валлой министр колдовства Виктор упоминает о том, что артефакт был у Эгмуна и тот пытался использовать его, чтобы пробудить силу Пещер. Больше о дальнейшей судьбе меча ничего неизвестно. Как, кстати, и об участи сенатора после захвата власти Виктором. А ведь Эгмун был едва ли не главным антагонистом первой части.

Все, что касалось магии Кристальных Пещер, на мой взгляд, осталось нераскрытым. Пещеры исчезли так же, как и возникли, оставшись загадкой. Какова природа их магии? Мы знаем лишь, что она способна и оживлять мертвецов, и создавать чудовищ, и усиливать магические силы чародеев, подвергая их порче. Почему же Ветроходцы не подвластны скверне? Почему на Полулунном континенте жители умеют обращаться с подобными силами? Читателю никто ничего не объясняет.

Помимо магии стихий и силы Кристальных Пещер в мире существуют другие чары. Например, магия северян или дар Огненосицы Ви. Однако, ни то ни другое читателю полностью не раскрывают. Чары просто существуют, персонажи о них ничего не знают и делают вид, что так и должно быть. Даже жадная до знаний Валла не удосуживается спросить у северной принцессы, какими силами та обладает.

РЕШАЮЩАЯ БИТВА

Финальная битва вышла сумбурной и скомканной. Даже сражение против северян в "Крови земли" прописано куда лучше. Здесь же все вращается вокруг Валлы и её колоссального могущества. Вот она из последних сил совершает очередной магический выплеск и почти теряет сознание. А потом как в анекдоте про коммуниста и пулемёт, героиня вновь находит в себе силы и бросается в бой.

Победа над Виктором дается очень легко. Могущественный колдун сидел и ждал, пока его придут убивать. Кстати, из-за Связи Валла не смогла убить Виктора, а вот в обратном порядке это почему-то не работало. Если бы не вмешательство Сехры, главная героиня несколько раз могла бы умереть от вторжения Виктора в её разум. Выходит, автор не до конца продумала законы в собственном мире.

ХАРАКИРИ

Если ты убьёшь его, Альдрик, может быть, я и умру, - прохрипела она. - А может быть, и нет. И ты сможешь помочь. Но если ты не убьёшь его, я убью себя - попытаюсь забрать Виктора с собой. А у тебя больше нет связи, чтобы вернуть меня обратно.

Итак, есть два варианта:

1. Альдрик решается на убийство Виктора, осознавая угрозу жизни возлюбленной. Никаких доказательств тому, что Валла погибнет вслед за злодеем нет.

2. Альдрик не убивает Виктора, опасаясь навредить Валле, и она вынуждена совершить самоубийство, надеясь на то, что сможет погубить Виктора. Никаких доказательств тому, что злодей погибнет вслед за Валлой нет.

Логически следует, что наиболее оптимален первый вариант, поскольку он предполагает больше шансов на выживание для Валлы. Однако все эти речи ведутся уже ПОСЛЕ судьбоносного харакири Валлы. Она снова принимает решение единолично, да еще и самое бестолковое. В конце даже автор не поняла, от чего должна скончаться Валла: из-за смерти Виктора или от своей тупости (собственноручного ранения в живот).

Сквозь стеклянный потолок над головой струился лунный свет, рождая тусклые блики в умирающих кристаллах. Быть может, это разрушение стало причиной нынешнего состояния Валлы. Возможно, вместе с их силой Ветроходица впустила в себя часть сердца пещер. Поэтому сейчас умирала вместе с ними. А может быть, девушка просто умирала от сильного ранения.

ПЕРСОНАЖИ

ВАЛЛА И АЛЬДРИК

Альдрик, как персонаж, абсолютно потерялся на фоне всемогущей Валлы и её душевных терзаний. В этой части девушка ни с того, ни с сего превратилась в высомерную и дерзкую Императрицу ещё до официальной коронации. Она неуважительно ведет себя с Альдриком, спорит с ним при посторонних, грубит западной знати, свысока поглядывая на традиции Мхашана.

Валла так и осталась эгоисткой. Она отправляется к Ви в попытках изменить свою судьбу, не советуясь с партнёром. Главная героиня грубо давит на Джакса в попытках узнать его прошлое, не считаясь с чувствами майора. Она постоянно срывается на своём окружении после Связи с Виктором. Вместо того, чтобы попытаться объяснить близким свое состояние, Валла примеряет на себя роль страдалицы и злится, что никто не может залезть к ней в голову и понять, что происходит с девушкой.

Было бы круто, если бы Валла так и не вернула свою магию и продолжала бы вести войну. Нам бы показали, что сильная личность остается таковой даже при отсутствии суперсил. Но, к сожалению, на уникальности магии Валлы строится весь цикл. Поэтому силы возвращаются к девушке, а её возможности ещё и возрастают за счёт Связи с Виктором. Магией кристаллов Валла, по обыкновению, овладевает пугающе быстро, девушка решает ход войны.

Но что меня действительно раздражало, так это свадьба главных героев. Этому событию уделяют столько же внимания, сколько финальный битве, а подготовки к ней в разы больше. Здесь я согласна с Валлой. Подобное празднество- это настоящий пир во время чумы. Превыше нужд народа Император ставит свое желание устроить все красиво и правильно. Делает он это даже не столько ради ублажения знати, сколько ради удовлетворения собственного эго. Странная расстановка приоритетов во время страшной войны в Империи Соларис.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ПЕРСОНАЖИ

На протяжении всего цикла одним из любимых персонажей для меня являлся Даниэль. В "Кристальной короне" автор беспощадно слила героя. Ну не могу я поверить, что мужественный и благородный Страж лишился разума и превратился в жалкого безумца. Ход, конечно, интересный, но это так не соответствует тому, что мы знали о персонаже! Складывается ощущение, будто автор готова пустить в расход любого героя в угоду "неожиданному" сюжетному твисту, не заботясь о логичности происходящего. О дальнейшей судьбе Даниэля после его прибытия в отчий дом ничего не известно.

Фриц, Элеция, Джакс, Эрион - кто-то описан более детально, кто-то менее. Но все они служат одной цели - быть декорацией для главных героев и их любви. Ужасно потребительское отношение автора к своим персонажам.

"ДЕТСКАЯ" ТЕМА

Если честно, меня ещё в четвертой части зацепило то, как легко Валла заключила сделку с Сехрой относительно будущего наследника. Можно, конечно, оправдать её поступок "общим благом", но мне, как матери, довольно сложно представить себе такое решение. Понятно, что произведение нацелено на подростковую аудиторию, которая явно пока не понимает ответственности, связанной с рождением и воспитанием детей. Так может, и не стоит легкомысленно поднимать такие серьёзные вопросы в попытке всего лишь придать драматизма сюжету?

Но в "Кристальной короне" автор пошла дальше и описала нам безумно трагичное для любой женщины событие: потерю ребёнка. Однако Валла переживает это достаточно легко в психологическом аспекте. Но ещё проще все переносит Альдрик. Он "утешает" любимую: девушка потеряла ребёнка, которого вообще не должно было быть! Теперь они все сделают правильно и родят наследника в законном браке. Императора гораздо сильнее задевает то, что Валла рассталась с его подарком, чем потеря малыша. Не знаю почему, но для меня подобное звучит довольно мерзко. Речь ведь идёт о жизни маленького человека. Интересно, есть ли у автора дети, если она так легко рассуждает на подобные темы?

ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Я писала рецензии к каждой книге цикла и старалась быть максимально корректной. Подмечала как недостатки, так и достоинства, анализировала характеры героев. Однако сейчас я вижу, что необходимости в таком глубоком анализе не было. Этот цикл - очередная проходная пустышка. Он написан не в порыве вдохновения автора, а ради явного коммерческого успеха, о чем свидетельствует размазанный на пять книг сюжет и наличие нескольких сиквелов/приквелов, изданных за рубежом.

За что можно похвалить книги, так это за неплохую задумку. Однако её воплощение можно оценить как крайне посредственное. Не хватило проработки мироустройства, динамики сюжета, оригинальности второстепенных персонажей. Цикл "Рождённая стихиями" - это довольно примитивный ромфант, пытающийся показаться более значимым произведением, чем есть на самом деле.

Комментарии


Ваше мнение обосновано. Честно, можно сказать, вы открыли мне глаза на многие моменты, на которые я не обращала внимания. Благодарю вас. Кстати, насчет Даниэля - тоже самое . Когда Элис Кова так ужасно поступила с ним, желание прочитать книгу у меня потухло. Второстепенные персонажи и вправду являются лишь декорацией. Нам нормально даже не описали, какие отношения были между Альдриком и Ларель, что между ними было и как. Только лишь галочка и повод, чтобы приревновать героиню и поднять очередную тему для продолжения книги - сделать ее толще . Я надеялась, что нам расскажут, кто такая Ви. Буквально как палочка выручалочка из ниоткуда появляется и исчезает. Как где почему какие цели преследует и что она с этого зовет взамен - гадайте. Тоже самое с Полулунным континентом или как его там.