Больше рецензий

7 мая 2024 г. 14:11

756

5 Спойлер Первая гуманистическая утопия европейского Возрождения

Прежде  чем обращаться к самому произведению, хочется немного сказать о самой эпохе, в которой оно создавалось - эпохе Возрождения, эпохе возвышения человека универсального, его открытий и природы. Общество устало от гнета оков средневековья и сопутствующих ему догматов, и на их место приходит гуманизм, центром которого является человек, и не просто человек, а личность, - прежде в литературе не было такого психологизма.

“Декамерон”  был создан на основе фольклора и ироничных фаблио, а  сам Боккаччо заключил предшествующий ему опыт путем свободного творчества. Произведение Дж. Боккаччо имеет “двойную раму” - одна ее часть состоит из рассказа о молодых людях, покинувших чумной город, вторая - из рассказанных ими новелл.

Автор, прежде чем приступить к рассказу, обращается к “обворожительным дамам” (в те годы такое обращение к публике было принято  правилами куртуазии), которым только предстоит ознакомиться с историями, заложенными в ста новеллах десяти дней, откуда и появилось название произведения (декамерон - десятиднев). Именно в этом обращении автор и знакомит нас с рассказчиками - семь прекрасных дам и трое молодых людей. Боккаччо не стремится прописать характер каждому, разве что дает каждому из них имя, которое может дать читателю небольшую подсказку. Но все эти люди остроумны, приятны и молоды - они и есть воплощение эпохи Возрождения, когда же в обстоятельствах этой встречи - чумы, погубившей тысячи жизни флорентийских горожан и нравы тех, кто в живых остался, (“…Вследствие этого у сельчан, как и у горожан, наблюдалось ослабление нравов; они запустили свое хозяйство, запустили все свои дела и, каждый день ожидая смерти, не только не заботились о приумножении доходов, которые они могли получить и от скота и от земли, о пожинании плодов своего собственного труда, но, напротив того, старались все имеющееся у них тем или иным способом уничтожить.”) угадывается некая аллегория с уходящей эпохой Средневековья, ассоциирующейся со смертью.

Итак, во Флоренции бушует смертельная чума - сраженных ею жителей перестают хоронить, выбрасывая обезображенные и пораженные болезнью тела некогда любимых жен, мужей, детей и друзей в ямы, а иногда и просто за порог, на улицы города. Те, кого болезнь не коснулась лично, впадают в разрушительную форму гедонизма, опускаются до пьянства, обжорства, мародерства и распущенных утех сладострастия - повсеместно наступает тот самый “пир во время чумы”, который усугубляет последствия эпидемии. Тем временем  компания наших героев  принимают решение удалиться из Флоренции, подальше от агонии города, и дабы скрасить свое пребывание вне его , ежедневно каждый из них рассказывают историю на заданную заблаговременно тему. Также  в новоиспеченном обществе сразу же устанавливаются свои законы - ежедневно выбирается новый Король или Королева, которые следят за выполнением правил и выбирает тему рассказов своего дня правления.  Среди героев наиболее примечателен Дионео, за ним всегда остается право не следовать тематике дня, чем он и пользуется с целью повеселить дам, за исключением последнего, десятого дня, темой которого являлось великодушие. В общих чертах темами новелл можно назвать  любовь, острый ум, религиозность , превратности судьбы и добродетели.

Задачи этих новелл могут разниться. Например, десятая новелла второго дня, о том как “Алибек спасается в пустыне; монах Рустико научает ее, как загонять дьявола в ад …” , как и некоторые другие, роняет тень на религиозных служителей и высмеивает их пороки; а первый рассказ четвертого дня, где “Чимоне, умудренный любовью, похищает в море любимую свою Ифигению …” демонстрирует читателю силу любви, которая преображает человека; в седьмой новелле пятого дня “Дону Филиппу муж застает с любовником; на суде она благодаря находчивому и остроумному ответу избавляет себя от наказания и дает повод для того, чтобы изменить закон” восхваляется остроумие - это качество весьма ценилось в обществе и возвышало его обладателя; глупость же человеком Ренессанса воспринимается исключительно как порок, на что нам указывает последняя новелла восьмого дня “Дон Джанни, исполняя настойчивую просьбу Пьетро, колдует над его женой, для того чтобы превратить ее в кобылу; когда же дело доходит до прилаживанья хвоста, Пьетро говорит, что хвост ему не нужен, и колдовство теряет свою силу”.

Стоит заметить, что сам Боккаччо выступает в качестве психолога-наблюдателя и дает общую характеристику рассказчикам через их отношение к героям самих новелл. Так  в чем же замысел “Декамерона” ? В произведении таится не просто “бытовая энциклопедия” целой эпохи со множеством имен реальных людей, “Декамерон” является своего рода манифестом свободы и жизни Нового человека, его внутреннего мира, в отличие от греховного Человека  Средневековья, роль которого ограничивалась исключительно как творения Бога. Гуманизм же выводит личность в центр повествования и психологически раскрывает ее.

На закате творчества Дж. Боккаччо испытывал разочарование в Ренессансе и своем новаторском “ Декамероне”, о чем судят его письма к Ф. Петрарке. Писатель обогнал свою эпоху - “ Декамерон “ подвергся жесткой цензуре,  его запрещали, хотели сжечь. Впрочем, и сам Боккаччо собирался уничтожить свое детище, благо его верный друг Ф. Петрарка смог отговорить, и “Декамерон“ смог дойти до наших дней, вдохновив известных нам Уильяма Шекспира, Шарля Перро и многих других.