Больше рецензий

ListiFideliti

Эксперт

В кошачьих искусствах (^• ω •^)

6 мая 2024 г. 22:24

106

3 Спойлер Причуды судьбы

Текст отзыва — чистое «имхо» и игровой отчёт. Спойлеры.
Как и со вчерашней мангой «Adabana», с этой книгой сложились сложные отношения. Здесь было много мерзких и откровенно триггерных вещей. Однако, очевидно, что я потихоньку привыкаю реагировать спокойнее на подобные трагедии хотя бы в детективах и триллерах, где эти самые триггеры преподносятся правильно (с кошачьей точки зрения): как нечто отвратительное и заслуживающее наказание, то есть нечто ненормальное. Полагаю, эту книгу не рекомендуется читать той категории читателей, которые с особым трепетом относятся к преступлениям, совершённым над детьми. То есть если вам сложно абстрагироваться от такого факта — лучше пройти мимо.

В техническом плане книга переведена простым языком. Причём в тексте почти не встречаются национальные особенности, а те, что присутствуют — разъяснены в сносках. Повествование ведётся от первого лица с точки зрения пяти женщин (два письма, два диалога и одно публичное выступление), монолог, а вот в небольшом эпилоге текст написан от третьего лица. У книжки есть аудио-версия (Юлия Тархова [6 ч 37 мин]).

Далее.

В сюжетном плане аннотация более или менее точно передают завязку истории — трагедию, случившуюся за пятнадцать лет до основных событий книги. Стоит отметить, что это не совсем детектив, потому что как такового официального или любительского расследования мы не увидим. Будут лишь упоминания допросов и микро-расследование одной из девушек из разряда «Вот ита я везучая!».

Я слушала книгу, делая заметки, потому что в противном случае разобраться «кто есть кто» было бы затруднительно (имхо). Поэтому хочу оставить повыше краткое описание кто есть кто, без серьёзных спойлеров по части судеб этих персонажей. Как было сказано выше — каждая глава представляет собой повествование от лиц тех, кто был вовлечён в трагедию со смертью Эмили:
Саэ — тихая девочка, оставшаяся возле тела погибшей подруги;
Маки — «надёжная старшая сестрёнка», сбежавшая домой от страха;
Акико — простоватая девочка, первая увидевшая тело Эмили и ставшая той, кто сообщил о смерти девочки её матери «в лоб»;
Юка — этакая «беспризорница», сообщившая о преступлении в полицию и всячески пытавшаяся помочь в расследовании;
Асако — мать погибшей.

Я не буду сильно распинаться о событии-завязке, поскольку очевидна вся степень его отвратительности и понятно, что надо сделать с тем, кто в этом виноват. Отмечу лишь то, что нам в наше время кажется поразительным вполне себе было объяснено в письме Саэ — люди были безмятежнее и больше доверяли друг другу, а потому можно понять, почему девочки не забеспокоились слишком скоро. Да и, скажем прямо, на всё про всё было нужно не так уж много времени...

А вот дальше мне одновременно и хочется, и не хочется расписать впечатления от каждой историй. В любом случае, во всех них местами не хватало какой-то логики событий, порой было непросто понять мотив или жизненную позицию персонажа. Но, в сущности, каждый раз было кого-то жалко, потому что писательница не поскупилась на боль и страдания. Честно говоря, японским авторам вообще присущи всякие ужастики, но порой количество отсыпаемых страданий настолько велико, что становится не по себе.

Хм. Нет, всё-таки я не буду полноценно расписывать трагедии каждой из девушек. Скажу лишь то, что мне не хочется осуждать ни одну из них: у каждой была психологическая травма разной степени тяжести как от самого преступления, так и от гнева матери, потерявшей своё дитя. При этом саму Асако ... скажем так, я осуждаю её за поведение с Акиэ, но не осуждаю за ошибку, совершённую спустя три года после смерти Эмили. Знаю, многим это покажется жестоким и я не оправдываю её гневный всплеск с угрозами. Однако, нам ясно дали понять, что у Асако были всевозможные психологические проблемы и отклонения после того, что произошло. А что взять с психически нестабильной женщины, которая «оправилась» от потери дочери только спустя годы? Да, она совершила ошибку. Да, это частично сыграло роль в некоторых решениях и/или поступках девушек. Но винить её в этом как-то слишком жестоко. В конце концов, на примере Мако отлично показано и рассказано, что в психически сложной ситуации все ведут себя по-разному. И это совершенно нормально.

Кстати. Я заметила в нескольких рецензиях уточнение на то, секрет Асако является особенно ужасным обстоятельствам трагедии. Хочу обратить внимание читателей на то, что вся ирония заключается как раз в том, преступник НЕ ЗНАЛ этого секрета — на это и делается упор в эпилоге. Впрочем, в любом случае подобные существа заслуживают лишь участи одной гадкой монстро-крысы (злодей/антигерой романа Shinsekai Yori, испытывавший мучительные боли в каждой клеточке своего тела на протяжении многих лет и не умиравший исключительно благодаря местной «магии лечения»). Может быть, это излишне жестоко, но... как есть, некоторые преступления не прощаются ни под каким предлогом.

свернуть

В итоге я бы посоветовала эту книгу тем, кто ищет море человеческих трагедий и мерзких преступлений. Здесь нет расследования, но есть ряд персонажей, над чьими поступками вам удастся поразмыслить с разных точек зрения. Ну, и как сказано выше — тонко чувствующим натурам стоит проходить мимо и не пачкаться в грязи вымышленных двуногих.

КП. Тур «? 618». Зимний Фестиваль. Круг 6. Ход №2, Duck Hunt — Детективы или триллеры.