Больше рецензий

zapatilla

Эксперт

по нестандартному дамскому чтиву

6 мая 2024 г. 07:41

57

4 "И вот взлетаю, я взлетаю высоко,Паря над прожитымСвободно и легко." (с)

Ролан часто позволял себе колкости и выпады в адрес Мориса. А вот Бежар был более сдержан. Однажды, зная, что я уже успел поработать с Бежаром, Ролан спросил меня:
– Бежар говорит обо мне плохо?
– Ролан, клянусь, что ни одного дурного слова о вас от Мориса я не слышал! – поспешно заверил я.
Подумав, Пети ответил:
– Конечно, он слишком умен для этого.

Божечки! Какой великолепный гадюшник – эта творческая тусовка! Если уж деликатнейший Азарий Михайлович и тот не смог скрыть накал интриг и страстей в балетной среде, что же там творилось без цензуры? Вах!!!

Начало книги вызывало у меня в памяти грубое присловье: "Вспомнила бабка, как в детстве ссала..." Было скучно. Что мне до той пусть и прекрасно переданной атмосферы 40-50-х? Все равно что фильм "Покровские ворота" посмотреть в поисках чужой ностальгии: любопытно, но это всё в прошлом.

Но вот зато когда начался рассказ о творческом пути автора... Ооооо! Человеческие страсти – это о вечном. Алисия Алонсо ну оооочень понравилась. Экая цепкая стерва! Ролан Пети, Морис Бежар... Параллельно лазала в интернет, любовалась ретро-фотографиями артистов балета, читала о них Википедию и байки на Дзене. Захотелось пересмотреть "Кармен-сюиту", прям била себя по рукам, чтоб книгу сперва дочитать.

Деликатная подача автором информации о своих коллегах вызвала уважение. Всё-таки творчество – главное в этих людях, а не сложные характеры, не капризы, не мелкие пакости своим конкурентам, не грязное белье.

Так же большое уважение – за рассказ о десятилетней командировке на коммунистическую Кубу. Творческая интеллигенция, а вот поди ж ты: вместе с коллегами-кубинцами (тоже балетными) на сельхозработы, и не питюкал! Язык выучил, опять же.

Так же импонирует, что нет в книге очернения СССР, России и преклонения перед светлым Западом, хотя книга написана ещё в 2018 году, ещё до всех этих событий, до противостояния. Автор очень корректно и со всех сторон просто показывает нам то, чему был свидетелем. Мягко иронизирует над советским человеком, впервые попавшим за границу: и чемодан консервов, и яичница на утюге, и кипятильники.

На Майю Плисецкую у меня прям открылись глаза. Не, так-то всё, что я ранее о ней знала, вполне в новое видение вписывается. Только за аккуратными строками о покойной уже сестре просматривается ну оооочень непростой характер балерины. Нет, не разочаровалась, ибо и очарована не была. Но великая Плисецкая стала ближе, понятней, человечней.

В целом, достаточно увлекательная история о балетном закулисье. Я вот ничего о балете не знаю, кроме громких имён, но мне было интересно узнать, как там всё устроено, ведь балет – это не только танцовщики, а и костюмеры, декораторы, постановщики, педагоги, поклонники, куча народу, в общем.

Было любопытно узнать, что балет второй половины двадцатого века стал технически более совершенен, а когда-то эту новую технику воспринимали в штыки, ибо она подменяла "душу" и артистизм исполнения. Пример с Улановой был, что техника у неё невыразительная была (автор сравнил с размытой акварелью), зато прима брала харизмой.

Так же я совершенно не задумывалась, что перед спектаклем танцовщикам нужно особым образом разогреть и подготовить мышцы – этакая разминка, – и для этого в штате есть специально обученные люди.

Любопытным для меня стал факт, что на волне любви публики к русскому балету западные исполнители брали себе русские псевдонимы. О как!

Интересно было почитать, как советскую труппу принимали на гастролях в той или иной стране. Про Китай и зимнюю танковую форму прям понравилось. И про пуанты диппочтой из Москвы в Гавану))

А ещё, что не только из СССР артисты в зарубежных гастролях сбегали. У Кубы такая же проблема была. И как же выкручивались при недостатке артистов на сцене!

Да, кстати, "небольшая труппа в пятьдесят пять человек" прям удивила. Но это, наверное, как раз вместе со вспомогательным персоналом, а не только солисты и кордебалет.

В общем, книга оказалась для меня достаточно увлекательной, с лихвой оправдала ожидания. А в тактичную манеру изложения автора просто влюбилась.

Жаль только, что фото в электронной книге – они в самом конце. Удобнее было бы по тексту.