Больше рецензий

Yulia-A

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 мая 2024 г. 11:30

175

3.5 Архитектор, бывший военный, маг и драматизм

Чувствую себя старой бабкой, потому что вновь собираюсь начать ворчать и придираться. Но как по-другому среагировать на прочитанную книгу, не знаю.

Главных героев в истории «Время созидать» трое: Тильда – мастер-архитектор, Арон – одиннадцатилетний сын Тильды, и Саадар – бывший военный без образования, комиссованный из армии с кукишом в кармане. Их судьбы начинают сплетаться в Даррее, столице Адрийской республики. Тильда руководит строительством главного храма, в Ароне просыпается темная магия, а Саадар прибывает в город, чтобы найти себе дело и подзаработать.

Привычный и без того несладкий мир Тильды начинает рушится, когда творение ее рук – стена недостроенного храма – падает в ходе министерской проверки. Есть пострадавшие – целый министр. Есть погибшие – аж пять штук строителей. Без суда и следствия в случившемся обвиняют Тильду. Женщине грозит тюрьма (или каторга, или виселица - тут автор не пояснила). Однако на этом беды героини не заканчиваются. Цепь последующих событий вынуждает Тильду бежать из Дарреи. Сначала она хочет найти безопасное место для сына, а после и о себе решает позаботиться. Возможно, вернется в Даррею, чтобы сдаться властям. Сопроводить мать и ребенка вызывается Саадар - человек, привычный к походной жизни. Мужчина считает наоборот: и Тильде, и Арону, и ему нужно обязательно бежать из республики в другую страну за морем, в которой они – втроем – смогут построить новый дом. Основа сюжета книги – тяжелое путешествие героев, которое их ждет впереди, на пути к этому новому дому.

Когда я добавляла книгу в свой виш, руководствовалась восхищенными отзывами. Ожидала, что возьму в руки историю в духе бытового фэнтези, про «восстание из пепла» после разрушения привычного мира. В процессе строительства мира нового, по моему представлению, главные герои обязательно должны были пересмотреть свои взгляды на жизнь, исправить прежние ошибки и влюбиться друг в друга. В общем, я надеялась получить оптимистичную историю с сиропным флером романтики, а окунулась, когда начала читать, в беспросветное болото страданий ради искусственного драматизма.

Моя главная претензия к книге и автору – это абсолютное нежелание дать героям капельку удачи или чего-то хорошего в их жизни, все черным-черно, только муки – моральные и физические. Я тонула в них. Я испортила себе настроение на все дни, пока читала книгу. Я вытаскивала себя из ощущения абсолютной безнадеги пинками и уговорами – мол, настолько хреново не бывает, а потом снова читала новую главу, в которой герои голодали и страдали, и снова отчаивалась. Потому что все вокруг героев – подлецы, убийцы и воры. Из честных – только Тильда (хотя на мой вкус честность ее существует только в глазах самой Тильды и автора, ее придумавшего), Арон и Саадар (особенно они честны, когда воровать решили, ага).

Главная героиня Тильда мне не понравилась от начала и до конца повествования. Ничто не могло это исправить, а каждая новая ситуация, в которой мир и сюжет в очередной раз отпинывали героиню как можно сильнее, вызывала лишь противоположные чувства. Я осознавала, что автор вынуждает меня на сочувствие Тильде, и ненавидела это принуждение с каждым разом все больше.

Во-первых, главная героиня – жертва домашнего насилия. Бывший муж насиловал ее, убил ее первого ребенка, вырезал ножом на спине у героини неприличное слово, а когда умер, оставил с невыносимыми долгами. Во-вторых, по какой-то причине вся Даррея считает Тильду шлюхой – мол, она переспала со всеми сенаторами, чтобы ее проект храма выиграл. В-третьих, у Тильды на стройке все воруют и филонят, но ответственность за это несет только Тильда. Почему так? Не знаю. Фантазия автора. Мир-то несовременный, а про разделение труда и ответственности раньше не думали как-то (сарказм!). В-четвертых, друзей у Тильды нет, потому, когда ей не хватает денег на очередную выплату части долга мужа, несчастная главная героиня вынуждена красть их из зарплат строителям. Вас еще не пробило на слезу? Тогда, в-пятых, в пути главная героиня вынуждена голодать больше всех. Ну, потому что она так решила, отдавая свою порцию Арону и Саадару. Кстати, в новой стране Тильда продолжает поступать похоже. Ну и что, что она работает на равных. Ну и что, что она может заболеть или даже умереть, а Саадар с Ароном этому явно не обрадуются, главное ведь – Тильде надо страдать, а читателю ей сочувствовать! Особенно это уморительно становится, когда за свою жертвенность героиня еще и предъявляет герою – мол, не для того мой цветочек рос, чтобы голодать в новой стране. Устала я, понимаешь?! Ах да, на Тильду напали разбойники. Это, в-шестых. В-седьмых, Тильда вынуждена продать свои роскошные волосы, обрезав их под корень. И я забыла про, в-восьмых. Во момент разрушения храма еще в Даррее Тильду аж с самого места аварии забирают под арест. Мол, виновна, и все тут. А как вам, в-девятых, когда главная героиня вынуждена отдать в качестве взятки священнику (нормальных священников тоже не бывает, кстати, одни алчные уроды вокруг) последнюю ценную вещь, подаренную еще ее отцом, чтобы пристроить сына в орден. Правда, в тот же момент Тильда передумывает, от сына решает не отказываться, но ценность, увы, вернуть уже не может. Рыдаете, да?! Потому что мне, кажется, я перечислила лишь основную часть злоключений Тильды. И уже устала от этого. Немудрено, что в какой-то момент чувство жалости к главной героине у меня попросту атрофировалось.

Суровая же правда о героине, на мой взгляд, такова: она – дура, которая считает себя самой умной. Тильда называется сильной личностью, хотя на самом деле она слаба и безответственна. Когда героиня обнаруживает проблемы на стройке и воровство, она не спешит их решить. Пытается, да. Но не заканчивает. Разговора с министром Тильде достаточно. Он указывает ей на ее место, сильная личность Тильда туда и убирается.

Любовь Тильды к сыну – отдельное мое «восхищение» в данной истории. Женщина холодна с ребенком. Храм ей и в самом деле важнее. Однако, мало того, что времени с Ароном Тильда не проводит, его интересами не интересуется, героиня еще и всячески пытается его куда-то сплавить. То в орден, то в храм. При этом, главная героиня – хорошая мать. Просто ребенок у нее трудный, ага (сарказм!!!).

До какого-то момента мне нравился главный герой – Саадар. Пусть в его жизни также отметился искусственный драматизм, его мужская простота и деятельная натура (в какой-то степени, конечно, тоже, но на этом заострять внимание не буду) подкупали. Ровно до момента, когда Саадар вскользь не признался, что в его жизни был опыт интимной связи с принуждением. Т.е. как я поняла, Саадар когда-то какую-то несчастную женщину изнасиловал, получается? Я как должна к такому герою, черт возьми относится?!

До определенной степени мне также нравился и главный герой Арон. Он представлялся мне Томом Сойером мира книги. Я жалела мальчика, наблюдала за его приключениями с интересом, желала ему исполнения его мечт и ждала с нетерпением появления сопутствующего поворота в сюжете. Однако, автор предпочла отправить Арона по наклонной (пусть в конце он и выправился), превращая Тома Сойера в начинающего криминального элемента. И снова мне захотелось воскликнуть – а к такому герою я как, черт возьми, должна отнестись?!

Выдуманный автором мир вокруг героев плох тем, что выдуман он только для создания драматизма в судьбах Тильды, Саадара и Арона. Соответствующие логические дыры присутствуют, если задуматься. Окружение косит и кривит, лишь бы появился еще один повод выдавить из читателя слезу. Потому что мир, видимо – большая яма, в которую герои должны спускаться, а вокруг, как уже упомянула выше, только воры, подлецы и убийцы. Кстати, у меня в процессе возник еще один вопрос – как мне должен понравится мир, в котором ребенка в тринадцать мать может отдать юнгой на корабль, потому что уже как бы взрослый, ребята в четырнадцать могут пойти в армию на службу, а девочек сплавляют замуж за почти тридцатилетних мужиков? И это все не порицается ни героями, ни автором!!!

Фэнтезийная составляющая книги очень незначительна и сильно невнятна: магия выглядит как будто безумие героев – то ли это магия, то ли кукушки у всех и каждого потекли, потому и галлюцинируют. В общем, в этом аспекте книги и сюжета я не разобралась еще сильнее, чем в остальных.

«Время созидать» оказалась одной из немногих книг, в оценке которой я осталась не уверена по максимуму. Если судить по «нравится/не нравится», то определенно это 2. Если попытаться объективно взглянуть на текст, не придираясь особо к сюжету, то истории вполне можно дать и 4. В общем, я вывела среднее – 3,5. К прочтению от себя не рекомендую! Я не люблю бесконечную плохость вокруг, бесконечную жалость к героям и особенно не люблю, когда автор пишет о довольно отвратительных поступках и аспектах, но не подводит никаких выводов – ни от своего лица, ни от лица героя – что это неправильно.
KillWish
МОПС, Запретный этаж