Больше рецензий

Inku

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 мая 2024 г. 01:03

188

2 Спойлер

И это мне пытались продать под видом хардкорной космической фантастики? Смешно. На самом деле это короткий дамский романчик (или затянутая – из-за бесконечных всхлипов – повесть) с претензией на социальность и потугами дотянуться до Лема.

Заживо погребенный после антропогенной катастрофы в глубинах астероида механик-кибернетик, счастливо – непонятно, впрочем, как и кем – спасенный, возвращается на Землю через одиннадцать лет, чтобы узнать: в результате некоего эксперимента с прыжками в подпространстве, который в том числе привел и к его долгому заточению, все люди Земли теперь знают год свой смерти. Почему не точную дату или хотя бы месяц? А чтобы помучились!

И мучения начинаются. Старательные, страдательные, эффектные, как статуя то ли умирающего, то ли, наоборот, карабкающегося к жизни черного леопарда на вершине Килиманджаро, которую один из второстепенных героев изваял из цельного куска космического камня и да, зачем-то затащил на вершину Килиманджаро. Здесь будут и борьба между любовью и долгом, и иезуитски наведенное чувство вины, и кибероюмор (привет, R2D2, радость моего детства!), и какие-то совершенно нелепые и нефундированные изыскания непонятно чего – с «научной» частью в романе вообще полный швах. Непременные огромные глаза и гибкая фигурка в обтягивающем трико, признания, трагическая гибель на пороге счастья – короче, все штампы, все штампы, все штампы, свершив печальный круг, повергают читателя в унылую дремоту. Даже «Гамлета» автор переписала – а как бы он повел себя, зная год своей смерти, а? И все потому, что коммунизм – это не просто общественный строй!

Роман – типичнейший образец как-бы-не-совсем-советской литературы, которая на самом деле традиционна донемогу и столь же вторична, от шаблонных картинок светлого коммунистического будущего (и мы понимаем, что ох как неслучайно у всех героев книги нарочито иностранные имена, а действие происходит в швейцарских Альпах), до задушевных разговоров о важном и финальной цыганочки с решением, бесповоротно меняющим жизнь главного героя – не зря же страдал, в конце концов. Можно сказать: ну и что, Стругацкие примерно в то же время писали примерно о том же и в том же антураже. То, да не то. И вот ради этого самого «не то» «Страну багровых туч» продолжают переиздавать снова и снова, а леопард навсегда остался на вершине Килиманджаро. Спи спокойно, дорогой товарищ.

Комментарии


шаблонных картинок светлого коммунистического будущего (и мы понимаем, что ох как неслучайно у всех героев книги нарочито иностранные имена, а действие происходит в швейцарских Альпах)

В том смысле, что мировая революция победит? Или, наоборот, какая-то фига в кармане?

Отлично ругаете, аж перечитать захотелось, освежить свои воспоминания.


В том смысле, что мировая революция победит? Или, наоборот, какая-то фига в кармане?

Для фиги в кармане книга слишком плоская) Конечно, победа мировой революции и несть ни эллина, ни иудея - в соответствующем изводе.

Перечитайте, может, объясните мне потом сюжетные несуразности. Я люблю Мир полудня и вайбы шестидесятничества, но это какое-то недоразумение. Вот и разозлилась в ночи)


Пока я перечитал свой отзыв девятилетней давности, у меня несколько мягче, но тоже очевидное недоумение. По 60-м абсолютно согласен )


Ну вот. Мало того что я в Стругацких завязла, так теперь ещё и Тигра читать) спасибо


Сейчас читаю для сравнения впечатлений. В прошлый раз читал еще в подростковом возрасте и тогда мало что понял. А сейчас читаю с интересом. Понагляделся за прошедшее время и как выбирали, и как умирали, и как с ума сходили. Так что все вполне жизненно выглядит. Для автора, которому еще и 30 не было, даже удивительно, что сумела такую тему ухватить. А у героя ведь точно с психикой нелады - 11 лет в полном одиночестве, разговоры только с роботами. Да и гонка остальных героев за временем тоже основание имеет, только причины свои.  Картинности, конечно, слишком много, и от женского романа много, и психологических изломов много, но не больше, чем у Тойво Глумова. А ведь "Жук в муравейнике" только через 10 лет возник.

А откуда Швейцарские Альпы? Я заметил только, что вначале герой в Крым слетал, ну и Килиманджаро мельком. А леопард - ну что леопард? Красивая легенда. Ничуть не более сумасшедший проект, чем гигантские фигуры в Рашморе, или хоть фигура индейца в Дакоте. Индейца, кстати, еще и в природе в те годы не было. Будем считать, что автор своровал идею у Ларионовой, только размеры увеличил до 200 метров ).


Так они же в "Егерхауэне" живут, и это в Европе) Абсолютно не крымское и не итальянское/французское название. Методом исключения - Швейцария.

Мне в книге не хватило обоснуя. Человек 11 лет провел невесть где, а его вместо реабилитации - сначала в одиночное заключение, а потом сначала заставили учить непонятно что, а потом в одиночку собирать какой-то аппарат - какой, для чего? И в то же время слишком много "обоснуя", когда герои/героиня встает в пятую позицию и начинает излагать, как Паганель - очень искусственно.

У тех же Стругацких, особенно поздних, принципиальная позиция: ничего не объяснять. Кидают в реальность, а читать уже сам додумывает. Это и достоверности прибавляет, и интриги. Не говоря уж о просторе для интерпретаций.

Идея книги неплохая, но слишком натужно-старательно. И леопард - вишенка на торте (горе) красивостей))


Сейчас дочитал до упоминания Швейцарских Альп. ) Егерхауэн, конечно, по иностранному звучит, но как-то не натурально.

Героя реабилитируют / держат в карантине несколько месяцев так что с этим все более -менее. Насчет учебы - да, странновато выглядит. Не такой уж и большой срок он отсутствовал, чтобы переучиваться. И с искусственностью многих разговоров тоже согласен.

Но идея меня все же цепляет - очень необычно и реакции разных людей на нее тоже интересны. С мастерством литературным, конечно, проблемы имеются.

Насчет Стругацких - читал много ругани именно по поводу того, что они сваливают домысливание на самих читателей. Меня это не напрягает и вполне нравится, но многие ругаются.

Ларионова, кстати, тоже пытается порой на домысливание налегать - пока ничего не вижу о характере излучения от которого гибнет Сана и почему Патери Пат ходит весь фиолетовый и дерганный...и почему так убыстрился ритм жизни? Потому что узнали сколько проживут и пытаются успеть побольше? И уходят таким образом от переживаний?

Но сама проблематика очень зацепила.


Согласна, мене, текел, фарес - вечная тема


почему Патери Пат ходит весь фиолетовый

Текста под рукой сейчас нет, но вроде бы проскальзывало, что он сам превентивно то ли облучился чем-то, то ли объелся, чтобы на него возможное излучение от героя не подействовало ))