Больше рецензий

Kinokate911

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 апреля 2024 г. 20:38

101

4

Французские классики отличаются не только тем, что обстоятельно описывают экспозицию. Так обстоятельно, что наделяют неодушевлённые предметы человеческими чертами. И здесь есть поезд по имени Лизон. Но французские классики ещё и пишут так, что не верится, что это не современная книга. Мопассан, Бальзак, Золя предельно откровенны в выражениях, в суждениях о людях, в описаниях их жизни и помыслов, что стирается то благородство, высокопарность, морализаторство, которые бывают присущи классике. И ты понимаешь, что люди - просто люди. Во все времена. И это не плюс людям, но несомненный плюс книге.

«Человек-зверь» - это характеристика почти каждого персонажа в этом произведении. Теккерей говорил, что у него в «Ярмарке тщеславия» нет ни одного положительного героя. Ох, как он заблуждался. Вот роман, где нет ни одного положительного героя. Однако Золя пишет о них не со стороны осуждающего автора, а показывает, как образ их мышления подталкивает их к преступлению.

Каждым из персонажей движут естественно, низменные мотивы - похоть, ревность, эгоизм. Особая ирония в том, что единственный герой, который не пытается оправдать себя наделён маниакальным расстройством, хотя и он, конечно же, далёк от раскаяния. И Золя удаётся очень ярко показать, что каждый из персонажей ужасен по-разному.

Автор исследует природу человека, которая заставляет его убивать другого человека. В какой-то момент маньяк начинает рассуждать практически словами Родиона Раскольникова из «Преступления и наказания». Только Золя ещё больше закручивает сюжет в захватывающий триллер. Он находит этот идеальный баланс между непрерывной осторосюжетностью и философским наблюдением за психологией людей.

А как разгоняет сюжетный поезд (буквально и метафорически) Золя в финале! Редко, когда книга заканчивается на такой высокой ноте, что оставляет ошеломляющее опустошение, но одновременно и восхищение писательским талантом.