Больше рецензий
27 апреля 2024 г. 19:13
118
4 "Боящийся несовершенен в любви"
РецензияМосква. 70-е годы. Владимир Алексеевич Данилов играет в столичном оркестре на альте - с трудом добытом инструменте работы Альбани. Данилов занимается изданием оркестровой стенгазеты, ходит в гости к друзьям, живёт обычную жизнь рядового музыканта. Но рядового ли?
Дело в том, что Данилов - демон. А точнее полукровка: наполовину демон, наполовину человек. Более того, по демоническим меркам он - демон-неудачник, не приносит пользы делам зла и вообще - слишком человек. Но однажды Данилов получает повестку о том, что его ждёт время Ч - что-то вроде страшного суда для демонов. История такого оригинального персонажа интригует и заставляет с интересом следить за его судьбой.
Наблюдательные читатели заметили, что без буквы "и" из фамилии героя можно сложить "Воланд". Но то-то и оно, что демоны нынче уже не те. И живут в Москве вполне обывательскую жизнь. Данилов не раздевает публику на выступлениях, а через музыку внутренне обнажается сам.
Очень необычная книга, которой мне сложно дать какую-то определенную оценку. Поначалу мне нравился выбор героя, но в итоге мне непонятно, зачем было делать его демоном. С таким же успехом его можно было сделать и ангелом. Или просто человеком.
Встретила мнение, что Данилов - абсолютно амебный герой. Не могу не согласиться. Но я ничего не имею против таких героев, Данилову я симпатизировала. Его возлюбленная Наташа мне вообще показалась абсолютно бесцветной. Хотя я и понимаю, что именно такая любовь и была нужна Данилову, у которого до этого были демонические женщины. Настоящая любовь у Орлова выражается не в страсти, а в преданности и безусловности. И один из главных лейтмотивов - "Боящийся несовершенен в любви" (это из Библии)- показан прекрасно!
Язык романа восхитителен. Удивительно хорошо написано. Кроме того, передать музыку и ощущения, которые она вызывает, через текст крайне сложно. Орлов справился!
Интересны практически все сюжетные линии и персонажи. Но я не смогла сложить из пластов романа цельной картинки, уловить общий замысел. Я плохо поняла, с какой целью рассказал Орлов эту историю. Читать и правда интересно, сюжет не утомлял, было много запомнившихся мест и размышлений. Но мне определенно кажется, что чего-то книге не хватает.
Чтение "Альтиста Данилова" требует музыки. Музыка - центр этого романа, она здесь главная. Хорошо бы слушать упоминаемые в книге музыкальные произведения (чего я не делала, к слову). В романе музыка является высшей силой, превосходящей все земное и неземное. Но беда в том, что музыке не удалось стать связующим центром для всех линий и персонажей.
Спросите меня о чем эта книга, и я не буду знать, что ответить. Конечно, сюда прекрасно подойдут общие фразы: роман о судьбе художника; о любви; о вечности искусства, муках и поисках творчества; о суете сует; об истинных ценностях; о людях, которые порождают огромное количество зла и без помощи демонов; о меняющемся времени.
В общем-то немало на самом деле. Прекрасная проблематика получается!
В процессе чтения я вспоминала "Мастера и Маргариту", "Божественную комедию"; "Фауста", конечно; чудилась мне даже атмосфера книг Стругацких (и не мне одной, как я узнала после).
Было ясно, что жанр этого произведения выбран в угоду тогдашней популярности нового направления - магического реализма. Но на классический магреализм все же не совсем похоже.
"Альтист Данилов" кажется очень земной книгой, человеческой. Здесь не будет размышлений о природе зла, не будет демонической атмосферы, никто никому не продаст душу. Описание Девяти слоёв, например, напоминает НИИЧАВО Стругацких. Хотя в целом главы о мире демонов мне было скучно читать. Хотелось читать про земную жизнь.
Вот это, кстати, очень крутой ход: московская обыденность затягивает в свою рутину даже демона. Данилов ходит на работу, на обеды к Муравлевым, находится на побегушках у бывшей жены.
Каждая сюжетная линия - о музыке и тишизме, о "хлопобудах", о Клавдии Петровне, о демоне Кармадоне и синем быке и прочие (необычный наборчик, да) - интересны сами по себе. Но беда в том, что почти все уходят как бы в пустоту. Я ждала их завершения. Было похоже, что автор собирается довести их до какого-то логического (или даже не очень) финала, но нет. И само время Ч показалось мне каким-то бессмысленным.
В общем, книга хорошая, во многом глубокая, во многом актуальная. Но у меня осталось ощущение неполноты и обманутых ожиданий.