Больше рецензий

20 октября 2014 г. 17:23

2K

5

Трудно мне судить работу о кино, поскольку эта небольшая книга многоуважаемого литературоведа М.Ю. Лотмана - моя первая книга о кино. Но я попробую. Книга, её содержание полностью соответствует тем задачам, которые Михаил Юрьевич предъявлял к своему сочинению:

Настоящая книга - не систематическое изложение основ киноязыка, не грамматика кинематографа. Она преследует цель значительно более скромную - приучить зрителя к мысли о существовании киноязыка, дать толчок его наблюдениям и размышлениям в этой области.

Да, Лотман не останавливается на многих вещах слишком подробно, но формулирует основные принципы и проблемы кино как искусства. Поэтому книга вполне рекомендована к прочтению людям, мало знакомым с поэтикой кино. Лотман обозначает многие вещи достаточно конспективно, но при этом выстраивает кино как систему и более подробно останавливается на вещах наиболее принципиальных: место кино в пантеоне искусств, монтаж, киноповествование, проблема актёра. Не стоит забывать и о том, что Лотман семиотик, и к кино подходит как к знаковой системе.
Мне показалось интересной одна мысль, которую примечает Лотман: несмотря на то, что кино является самым массовым искусством 20 века, порой оно бывает слишком сложным и непонятным. Люди, в своём большинстве, синематографически безграмотны, они обращают внимание на то, что сказано в кино, а не как это сказано. Они не представляют кино как многоуровневую систему знаков (не только диалогов героев, визуальных знаков, но значений кадра, монтажа и т.д.). Своей книгой Лотман и пытается бороться с этой безграмотностью, поэтому она и написана достаточно простым, ясным языком (хоть и несколько суховатым), содержит много примеров, а в конце, на сладенькое, как говорится, подробный разбор одного из моих самых любимых фильмов ("Blow-up").