Больше рецензий

raccoon_without_cakes

Эксперт

по подсчету енотов и печенья

27 апреля 2024 г. 13:28

70

4 Интересно, что бы писала сейчас Сонтаг? Ведь ее тексты актуальны и пятьдесят лет спустя

Острая и прямая активистка Сонтаг писала о болезни, обществе, женщинах. Она не боялась спорить и настаивать на своем, что видно из ее эссе. Радикальная и упрямая, она писала о том, что общество относится к женщинам, как к неразумным детям, что старение мужчин и старение женщин воспринимается по-разному, об идеалах красоты и фашизме.

До этого я читала у нее потрясший меня сборник «Болезнь, как метафора» и мне понравилось тогда с ней разговаривать. Сонтаг во многом мне близка, что, впрочем, не мешает мне с ней мысленно спорить и не соглашаться. С хорошим автором и спорить приятно.

Оливия Лэнг назвала Сонтаг неактуальной в эссе Сонтаг «Двойной стандарт старения», но я тут готова одновременно и спорить с Лэнг и передавать Сонтаг весточку, что сейчас не все так плохо, но все еще далеко от идеала. Женщинам и мужчинам в наш просвещенный век до сих пор общественно дозволяется стареть по-разному, чего только стоят иронично-болезненные фразы моих подруг, что в 25 лет уже самое время начинать колоть ботокс. А фразы про седину в волосах, которую непременно надо закрасить, вряд ли так же часто слышат мужчины. С другой стороны, хочется верить, что все же с семидесятых общество сдвинулось в лучшую сторону.

Сонтаг много говорит о мизогинии, в том числе и среди женщин, хотя некоторые ее высказывания также мизогиничны. Она обличает женщин, пока призывает их объединяться — две непростых для соседства эмоции.

Интересно и эссе о эстетике фашизма и о нацистской женщине-режиссере Лени Рифеншталь — личности одновременно важной для истории кино и столь же неоднозначной.

Этот сборник натолкнул меня на много размышлений, заставил задуматься о собственной телесности, вспомнить несколько случаев, когда мне яро высказывали о моем «несоответствии» стандартам и представлениям о внешности двадцатилетней девицы. И все же мне о нем непросто говорить, по нескольким причинам: очевидно, что мне проще писать о художественной литературе, это знакомое мне плато, вытоптанное парой сотен рецензий, но главная причина в том, что я прочитала сборник несколько дней назад и усердно его в голове прокручивала, смешивала, взбалтывала с собственными мыслями. Именно поэтому я обычно стараюсь писать о книгах сразу — слишком бодро я их впитываю, слишком непросто найти те самые, нужные и лучшие слова, приходящие ко мне во время чтения.

Это хороший сборник, как для любителей Сонтаг, так и для тех, кому интересно порассуждать о том, как изменялось (или же нет) положение женщины в этом мире.