Больше рецензий

25 апреля 2024 г. 13:39

418

5 Хаос алогичен

Песнь пророка - это антиутопия, сконцентрированая не столько на событиях в одном государстве, сколько на семье, эти события переживающей. По сюжету Ирландия находится во власти правительства, все больше склоняющегося к тирании, и Айлиш, ученая и мать четверых детей, может только наблюдать, как исчезает мир, который она знала. Ее муж, Ларри, председатель профсоюза учителей, человек, вовлечённый в протестное движение, исчезает после мирной демонстрации. И это только начало потерь, что придется пережить Айлиш.

В этой истории довольно мало экспозиции, она не будет рассказывать вам как такие режимы приходят к власти, как они закрепляются и почему начинает происходить весь последующий ужас. Читатель вникает в сюжет, в котором все уже начинает набирать обороты, ужесточение законов, ограничения прав, милитаризация и тд. и который сосредоточен на том, как все это ощущает обычная семья.

Повествование неторопливое, но наполнено яркими образами, которые работают на атмосферу тревоги и ощущения, что с этим миром что-то не так. И в этой атмосфере, в этой действительности находится Айлиш. Эта книга не только о том, как государство постепенно отнимает, ограничивает права, милитаризируется, наводя стволы оружия на своих граждан. Но и о том, как в этой атмосфере живут люди, у которых забирают мужей, сыновей, а им приходится и дальше ходить на работу, готовить еду, отправлять детей в школу, испытывая постоянный страх и боль. Как они находят в себе силы на сопротивление, как видят убитых людей в новостях, как живут с этим при том, что никто не отменял родительских, рабочих и бытовых обязательств.

История камерная, и читатель оказывается вместе с героиней в ее мыслях, в ее в доме, с ее детьми, со страдающим деменцией отцом, в неведении, тревоге и безумии. В тексте нет разделения на диалоги, прямую речь и мысли, и все сливается в такой поток, который по началу может вызвать непонимание и даже отторжение. Но это дело привычки. И если текст вас тронет, вы и заметить не успеете, как этот поток унесет вас.Не трудно понять зачем был выбран именно такой прием и почему редакторы не стали перекраивать текст. У литературы есть два уровня: первичный и вторичный. Задача первичного - создать осмысленный текст, а вторичного - перекроить первичный и заставить его выдавать новую информацию. И таким образом этот прием, этот поток мыслей, речей, диалогов, снов, всего вместе, создают клаустрофобное ощущение тревоги, потери контроля, замкнутости, изолированности и нереальности происходящего.

Однако текст не сливается в сумбурную непонятную кашу, как мне кажется, за счёт психологического реализма, эмоциональности и обилия ярких образов, символов и метафор. Так часто упоминается сад у дома героини со старыми деревьями, уходящими корнями глубоко в землю. И это усиливает тревожное предчувствие будущего. Того, в котором героине, возможно, придется вырвать свои корни из земли и бежать. Этот образ сада в тексте соседствует с темой и размышлениями о памяти, прошлом, семье и доме.

Ис­то­рия — это без­молв­ная ле­то­пись лю­дей, ко­то­рые не смог­ли уехать, ле­то­пись тех, у кого не было вы­бо­ра, вы не мо­же­те уехать, если неку­да и не на что, если ва­шим де­тям не вы­да­ют пас­пор­та, если вы врос­ли в эту зем­лю и уехать озна­ча­ет ото­рвать себе ноги.

Довольно яркий символизм можно наблюдать и в цветовой гамме текста. Так белый цвет - это цвет траура и сопротивления. Его надевали люди, выражающие протест происходящему и те, кто потерял своих родных и близких. Белые ленты повязывала дочь Айлиш на дерево, отсчитывая дни с момента исчезновения отца.

Придя в паспортный стол, Айлиш видит мужчину с бесцветным взглядом и женщину без лица, пытаясь таким образом подчеркнуть некую безликость государственного тоталитарного аппарата.

это не их рты, это фор­ма, го­су­дар­ство го­во­рит че­рез фор­му, будь они в граж­дан­ке, вы про­шли бы мимо на ули­це, лиш­ний раз на них не взгля­нув

Часто в тексте упоминается обувь, то как героиня либо не может вспомнить где тапочки - образ, что ассоциируется с ее мужем Ларри, который всегда просил принести ему их, и с его исчезновением. Но что интересно - в тексте он не исчезает, он продлжает свое призрачно-сомнамбулическое существование в сознании героини.

Много раз в романе описывается, что Айлиш как будто покидает тело и смотрит за собой со стороны. Таким образом еще раз подчеркивается то самое ощущение потери контроля и дереализации.

Некоторым поведение и действия героини могут показаться нереалистичными, алогичными. Олднако далеко не зря существует словосочетание "туман войны". В тумане вы не можете далеко видеть, не можете различить, что дальше. Тем более, что анализировать, поддавать логическому анализу события и действия героев, которые находится в ненормальной ситуации, в экстремальной - несколько ошибочно. Хаос - алогичен.

Но это действительно трудно, я могу понять, что не укладывается в голове, как быстро порядок теряет силу, уступая полному непонимаю и неведению, как так могут взять и расстрелять мирную демонстрацию, как милитаризация касается даже школьников и подростков, как это, что на полумиллионный город, который прислушивается к близким артилерийским залпам, может не быть эвакуации, как это, что власть имущим нет до этого дела, как это, что мировой общественности тоже нет до вашей маленькой страны никакого дела, как это платить каким-то неизвестным людям, чтобы они в ночи провезли тебя куда-то в неизвестность, как это до конца цепляться за привычный уклад жизни, за свою землю и не хотеть уезжать, как это ждать новостей о близких и пребывать в неведении, ждать их до последнего. Хорошо видеть это только на страницах книги.

Подводя итог, Песнь пророка - глубоко человечный портрет борьбы за сохранение своей семьи, портрет хаоса войн, страданий и разрушений. Потрясающий роман, который очень меня тронул, очень срезонировал, и который я точно запомню.