Больше рецензий

25 апреля 2024 г. 08:06

65

4

Помните, что такое «политический памфлет»? Когда я заканчивал среднюю школу на исходе восьмидесятых это была очень популярная стилистика. Однако, у одних авторов дальше «посмотрите, как у них все плохо, а у нас все хорошо» дело не заходило, а другие делали это фоном, на котором разворачивалась какая-то другая история…
Мистер Роузвотер Курта Воннегута, «бичует», как было принято говорить, пороки американского общества, которые, как только возникла возможность, немедленно были усвоены и обществом российским. Но кроме этого, автор исследует в своей фирменной ироничной манере феномен благотворительности как способа реагировать на то, что богатые люди, как правило, богатеют, а бедные – беднеют. Увы, ничего хорошего из этого не получается ни для благотворителей, ни для облагодетельствованных. Элиот Роузвотер сходит с ума, пытаясь защитить жителей одноименного округа от безысходности, нищеты и одиночества. В его паству не входят люди, не растерявшие самоуважения и рассчитывающие на собственные силы, впрочем, довольно немногочисленные. А остальные инфантильно принимают деньги и внимание, ничего не пытаясь изменить в своей жизни. Скорее всего, это правда, по крайней мере, часть правды, и в этом смысле месседж – только сумасшедший может заниматься благотворительностью – выглядит вполне достоверно.
За всем этим, в многочисленных «боковых» сюжетах, в том числе, связанных с Килгором Траутом (альтер-эго Курта Воннегута) проступает еще одна важная тема – любовь к людям. «Самаротрофия», которой заболела жена Элиота, другое слово для обозначения любви, которое хочет найти его отец, огромная, неутоленная жажда любви у всех персонажей романа (кроме адвокатов) вот глубинный лейтмотив этого произведения.