Больше рецензий

24 апреля 2024 г. 22:43

214

2 Спойлер Страх и отвращение во Франции

Все люди воняют, бедные просто воняют, богатые могут замаскировать вонь золотом. Отдельно хорошенькие девушки, те может быть тоже воняют, но из-за сексуальной привлекательности это не заметно. На войне тебя все хотят убить, а в мирной жизни ждут пока ты умрёшь с голоду и обглодают твой труп. В принципе, это, если суммировать все мысли этой книги и больше там нет. Примерный спектр эмоций можно испытать проехавшись утром в метро, когда жарко, воняет и кто-то постоянно топчет ногу, и кого-то хочется толкнуть самому. Я не испытывал каких-либо чувств при чтении, даже отвращения, это просто пустота и скука, мизантропия глупа и скучна. Селин может быть пытается вызвать в читателе возмущение, омерзение, негодование, во мне не вызывает ничего, просто бессмысленная трата страниц.
Некоторый интерес вызывают странствия Бардамю до его возвращения во Францию. Вторую половину книги читал просто из принципа. Война? Ну такой французский Швейк, только без юмора. Николай Гумилёв тоже там был, только вынес диаметрально противоположные чувства. И Толкин был там. И стал сочинять свой Легендариум. Про поездку в Африку интересней всего - мало читал про французские колонии в Африке (как-то всё англичане лезут в голову). Американские впечатления уже не очень впечатлили. Про ужас индустриального угнетения гораздо лучше писал Джек Лондон. Начиная с возвращения во Францию - читать нечего. Все вокруг мрази, я тоже, но ещё бедный несчастный, хочу кушать. Внезапно выучился на врача. В конце книги он там вообще стал и.о. директора элитной псих. лечебницы. Не то чтобы прочно укоренившийся в жизни богач, но это уже явно не человек без гроша в кармане. Последние главы даже немного Art de vivre, кажется, что отвращение надоело даже автору. Наверно как показатель французского вырождения, той части национального характера, который остался после испарения всего хорошего и благородного - это и характерно.

Зла не узрим мы, ибо зла истоки
не в Божьей мысли, но в недобром оке.
Зло в выборе недобром и стремленьи,
не в нотах зло, но в безголосом пеньи!

Толкин - Мифопоэйя
Вот и мне кажется, что здесь безголосое пение. И такая же внешне жизнь могла была быть наполнена, не только страданием, ненавистью и похотью, но смыслом, любовью и пониманием.