Больше рецензий

Lindabrida

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 октября 2014 г. 09:43

476

3.5

Добротно. Информативно. В меру популярно. В меру - потому что в такой книге не обойтись без цитат из источников, а русский язык XVII в. - это не легкое вечернее чтиво.
Мне кажется, что "Смутное время в Москве" хорошо подойдет читателям, интересующимся русской историей. Мне, во всяком случае, книга здорово помогла свести в систему плававшие в памяти сведения о Смутном времени и обогатиться новой информацией.
В то же время особенной глубины ждать не стоит. На мой взгляд, автор и не ставил себе задачу создать новую интерпретацию Смуты. Он просто обстоятельно излагает общепринятые трактовки. Ответов на провокационные вопросы (убил ли Годунов царевича? мог ли Лжедмитрий I быть сыном Ивана Грозного?) тоже ждать не стоит. Сергей Шокарев избегает сенсационности, а стало быть, и не разделяет красивых фантастических версий, милых сердцу криптоисториков. Но разные версии изложены, читатель может сам выбрать, что ему ближе.
Да, вполне добротно. Но ложка дегтя все же присутствует.
Постсоветские историки очень любят (и с полным правом) упрекать своих советских предшественников в конъюнктурности. Увы, постсоветская конъюнктура ничуть не менее навязчива, и Сергей Шокарев тоже не сумел от нее уйти.
Вот, например, такая цитата:

22 октября казаки выбили поляков из Китай-города. Прорыв был совершен со стороны Кулишек, «от Всех Святых с Ыванова лужку». Присутствие в этот момент в обозе ополчения списка с чудотворной Казанской иконой Божией Матери придало руководителям и участникам ополчения уверенность в том, что именно благодаря помощи иконы была одержана эта победа. Именно в этот день, как уже говорилось выше, было установлено торжественное празднование в честь чудотворной иконы, которое ныне мы отмечаем как День народного единства (4 ноября).

Я уверена, что сам автор, выпускник РГГУ и специалист музейного дела, умеет пересчитать старый стиль на новый и знает, что 4 ноября - не "именно этот день". Но с читателями этим знанием в любом случае не делится. Разница между календарями в XVII в. составляла 10 дней, 22 октября 1612 г. по старому стилю соответствовало 1 ноября по новому. Но... дата 4 ноября прочно укоренилась в официальной пропаганде, и нельзя же ставить ее под сомнение!
Вот такие моменты меня сильно коробили.