Больше рецензий

17 октября 2014 г. 06:21

4K

5

В Википедии указано, что Тэффи в настоящий момент 142 года. Говорят, что некоторые старые марафетчицы доживают и до трехсот. Что-то мне подсказывает, что Тэффи простила бы мне эту невинную шутку. А может эти 142 года указывают на то, что Надежда Лохвицкая жива и по сей день. И с этим я тоже согласен. Еще не прочитав ничего из ее произведений, уже вовсю восторгался ее фамилией и ошибочно не мог ничего найти в инете, вбивая туда то "Лоховская", то "Лоховицкая".

Личность автора чувствуется органически и, несмотря на кажущийся отстраненный пересказ послереволюционных российских событий в "Воспоминаниях", в глаза бьет, а вернее, не в глаза, а куда-то в нижнюю часть груди, вся та боль, что вынашивалась в эмиграции десятилетиями, вся недосказанность, что стала таковой исключительно благодаря душевной чистоте. Существует множество вещей - неприглядных, грязных, слишком личных, которые Тэффи видит и понимает, но о которых вынуждена молчать. Возраст сказался на ней негативно, а отнюдь не эмиграция. "Старый тролль б̶е̶р̶е̶г̶о̶в борозды не видит", так бы наверняка она сказала сама или ассоциативно всплывающий ее творческий аналог - Фаина Раневская.

Стоит ли что-то писать о самих "Воспоминаниях"? Кому нужно - тот прочтет. Они сами по себе ничто на бренном теле Тэффи. Ну, разброд и шатания российские во времена гражданской войны. Красные, белые, голубые, зеленые - кто об этом не читал в настоящий момент. И кто еще более достоверно, чем Лохвицкая, мог бы об этом написать? Достаточно описания вокзалов и упоминания, что там закрыты уборные и буфеты. Это и есть самое "будничное, земное, человеческое". Свидетельства очевидца без розовых очков, чего не найти, например, у Бунина с его "Окаянными днями", который в "Воспоминаниях" упоминается. Тэффи смогла передать физическое состояние России того времени.

Цитат набралось столько, несмотря на жанр произведения, что проще выложить все целиком. Рассказы - не та форма, что лично меня интересует, ибо короткая проза дает наибольшую возможность автору вводить в заблуждение читателя по поводу собственной личности. Что делает невозможным общение именно с тем человеком, который стал классиком. Для госпожи Тэффи придется сделать исключение в надежде нарыть хоть немного Надежды. Ибо, небывалый случай, ее "Воспоминания" дают довольно расплывчатое представление об их авторе. Начинать знакомство с писателем посредством автобиографического произведения - это заведомая капитуляция перед его талантом.

Лохвицкая не хотела уезжать из России? Нет, она сама не знала - чего хочет. Природная тяга к экстремальному, но уже немалый возраст причудливо сочетались в эти сложные годы с ее не менее сложным внутренним миром.

И да, спасибо Morra , благодаря которой знакомство с Тэффи произошло лет на 5 раньше, чем имело бы место быть.

Комментарии


Цитат набралось столько, несмотря на жанр произведения, что проще выложить все целиком.


Вот да! Я, читая рассказы, почти все хотела добавить в цитаты:)) поэтому решила, что это бесполезно, и лучше перечитывать время от времени, когда очень захочется:)


Неожиданно. :) Я-то, кстати, "Воспоминания" как раз и не читала, но рассказы Тэффи восхитили безмерно.


Рассказы прочитал только самые известные, но и этого достаточно, чтобы признать вашу правоту и расширить список женщин-авторов


А, всё сложилось. Вспомнила, был же разговор о женщинах-авторах. Ну, могу только сказать, что я рада, что Тэффи хоть немного их реабилитировала.


Почитала ваши цитаты к этой книге, очень созвучные мысли, чувства, боль Шаляпина в его автобиографичной книге. Вообще, по моему мнению, читать воспоминания современников эпохи, тем более если они остроумны, прожили богатую событиями жизнь, намного полезней, чем читать исторические исследования.


В одном из рассказов Тэффи Шаляпина и Анну Павлову не зовут на парижскую вечеринку, ибо они русские, а русские надоели. Правда потом оказывается, что корейские, итальянские и т.д. журналисты на этой вечеринке русские, которые пришли поесть


Шаляпин полон аристократического достоинства, несмотря на более чем скромное происхождение, он в таких вещах не признавался, зато свою историю взаимоотношений со старой и новой властью преподнес на разрыв аорты.
Про то как это все происходило, про общение с носителями знаменитых советских фамилий, его рассуждения о том, "что это было вообще", меня он покорил просто. Рекомендую.


Шаляпин Страницы из моей жизни


Скачал, спасибо. Правда мне его физиономия не нравится. И очередь в хотелках длиннющая


Это же под настроение, иногда бывает, все равно что читать, а иногда хочется чего-то конкретного. Вот захочется чего-нибудь правдивого о начале 20 века, о пути к успеху, о тех самых событиях, тогда может и вспомните, и прочтете.
Вообще, там две книги. Первая "Страницы" сдается мне, написана Горьким и она довольно причесаная, под советский режим, про тлетворное влияние буржуазной среды итп.
Вторая "Маска и душа", представляет большую ценность, там конкретный такой Шаляпин, богемный гигант. И он уже не стесняется писать со стебом про советскую власть, про то как пытался жить. Очень много актуального и дя сегодняшнего дня
А фото я думаю афишное какое-нибудь. Он еще тот был!


Активные эмоции видны у него на лице. То, что вам и нужно. Впрочем, певцов таких много


Прочтя книгу, я могу сказать, что он не просто певец. Он очень сильная личность - два раза в жизни подняться со дна до высот, пожалуй у нас и нет больше таких творческих величин с той поры.
Он делегат русской культуры в мире. Благодаря ему мир узнал о русских композиторах. Русская опера встала вровень с итальянской.
Он меценат и общественный деятель.
Ну и буйный весельчак. Читать его весело. Хотя, в жизни такие люди пугают своим эго, наверное. На фото - он просто зайка. Или остепенился.


Третьему абзацу снизу стоя аплодирую!


Сходил на "Мечты о Париже" по рассказам Тэффи. Белиберда, но логика автора налицо