Больше рецензий

Nicholas_Stark

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 октября 2014 г. 17:15

146

5

Я думаю, каждый из нас (как правило, в юности) переживал период романтического увлечения если не античностью, то Древним Египтом – чужая, такая далёкая от современной жизни и в то же время столь родственная культура – колыбель нашей – не может не очаровывать. Она влюбляет в себя.

Хеопса пирамиду мне в глотку! При словах “Древний Египет” я так и представляю себе плавное течение полноводного Нила, раскинувшиеся по берегам плодородные поля, перемежающиеся величественными и загадочными пирамидами – святилищами, во мраке которых ждут своего часа обитатели саркофагов. И над всем этим светит жаркое солнце, медленно скатывающееся к закату огромным огненным шаром, на фоне которого чётко виден силуэт слившихся в страстном поцелуе двоих.

Можете мне не верить, но в романе “Смерть приходит в конце” Агате Кристи в очередной раз удалось невозможное: погрузить благодарного читателя в эту самую атмосферу Древнего Египта – с плавным течением Нила, пирамидами и прочими обязательными составляющими. Трудно представить себе, что, вооружившись лишь несколькими древними памятниками эпистолярного жанра, найденными при раскопках, а также упорно вцепившись в знакомого египтолога, “королева детективов” не просто развернула действие своей очередной криминальной драмы в декорациях четырёхтысячелетней давности (уникальный для неё эксперимент), но поистине вдохнула жизнь в эту древность. В результате чего роман вполне заслуженно оказался в списке лучших детективов всех времён. Агате Кристи удалось донести до читателей главное – неважно, какой ты национальности или в какой исторической эпохе живёшь: обычаи, быт, костюмы или, скажем, иерархия отношений – это наносное, просто атрибуты того или иного времени. Психология, характеры же остаются прежними: властный, суетливый патриарх-отец; его дочь – юная вдова, только начинающая постигать правду жизни; дальняя родственница, серая мышка-подлиза, тайно ненавидящая тех, кто её кормит и даёт ей приют; мудрая старуха, наблюдающая за всем со стороны, с высоты своих лет, но готовая вновь окунуться в водоворот жизни ради спасения своей семьи. С тем же успехом сеттингом могла бы служить глухая сибирская деревня, древнее поселение ацтеков или мегаполис будущего. В конце концов, древние египтяне ведь ничем не отличались от нас – только большей бронзой отливала на солнце кожа да были слегка помешаны на культе смерти и загробной жизни – при желании мы тоже так можем.

Отчего-то меня не удивляет, что в романе нашлось место и романтической линии, и философским размышлениям. Древний Египет, где женщина наравне с рабами и скотом считалась чуть ли не собственностью мужа, – подходящая трибуна, чтобы выразить свои мысли о смысле существования женщины. Быть ли ей лишь суетливой наседкой для детей и мужа (как правило, самого большого и капризного из детей), или попытаться стать личностью, научиться мыслить – вот вопрос, на который представительницам прекрасного пола следует искать ответ самостоятельно.

Сюжетная, точнее, детективная составляющая как всегда на высоте. Ладно скроенная, изящно выстроенная интрига с обязательными твистами и новыми трупами на пути к драматической развязке поражает воображение. В какой-то момент мне даже показалось, что к преступлениям действительно приложили руку “гости” из потустороннего мира. При первом прочтении (в русском переводе) я обманулся в своих подозрениях насчёт преступника – тем интереснее было при повторном чтении, уже в оригинале, отмечать точно и неприметно расставленные по тексту подсказки и намёки автора (готов поклясться Амону, всё по-честному: все правила и условности классического герметичного детектива соблюдены). Кстати, Древнему Египту, с его поклонением кошкам и настенными переписками, помимо Интернета не хватало и Эркюля Пуаро: в романе некому, схватившись за яйцевидную голову, восклицать “Ах, какой я был глупец!” над очередной скоропостижно скончавшейся (после слов “я знаю, кто убийца…”) жертвой злодея – а потому всё новые персонажи книги не отходят на тот свет по одному, а мрут буквально пачками – успевай только вычёркивать бывших подозреваемых. Но, признаюсь, современным читателем Кристи вряд ли была бы довольна. Взять хотя бы эту же рецензию – в ней я ненавязчиво назвал Вам имя убийцы, а Вы этого даже не заметили. Ну что, раскусили мою махинацию? Или же я просто с коварной улыбкой вожу Вас за нос?

Комментарии


А кто-то в юности романтически переживал увлечение шумеро-аккадской и вавилонской цивилизаций :)
Рецензия чудная, да.


Спасибо!
Ну, шумеры ничуть не хуже древних египтян или греков - суть-то одна :)