Больше рецензий

17 апреля 2024 г. 15:40

81

4

Вот, благодаря KillWish, дошли у меня руки вне плана и до Гомбровича, о котором столько хорошего слышала. Мне сразу Виан вспомнился. Абсурд и ирония очень в его стиле. Красочная поэтическая образность. Каламбуры и другие языковые выверты. Нерв и эмоциональная заряженность. Сердцедер  здесь где-то совсем рядышком по смыслу. Хотя откровенная мизантропия и гипертрофированный реализм тут скорее Селина напоминают. И точно как у него, у Гомбровича фигура автора и его разглагольствования перед читателем с внутрирамочными вставными притчами временами прерывают повествование.

Среди основных хронотопов тут закоснелость академической среды, свобода нравов в среде городского мещанства и помещичье противостояние с прислугой. На примере школяров типичная иерархия любого мужского коллектива показана (борьба альф, преданные им "солдаты" и конформное большинство, непременный же отшельник).

Человек - как сумма представлений о нем других. Своего рода вывернутый наизнанку солипсизм. Человек - как сумма частей тела. Вылепленный обществом голем. Рожи, попочки, коленки - анализ и синтез, умаление и возмужание. Сплошная диалектика. И психоанализ тоже вывернутый: здесь в основе всего не половые органы, а... попа (та самая с обложки, ага).

Смотрите – основная часть тела, добрая, привычная попочка составляет основу, ведь именно с попочки начинается действие. От попочки, как от главного ствола, ответвляются и тянутся во все стороны отдельные части тела, скажем, палец ноги, руки, глаза, зубы, уши, причем одни части плавно переходят в другие благодаря тонким и искусным превращениям. А лицо человеческое, каковое в Малой Польше зовется «папа», она же морда, – это крона, лиственный покров дерева, которое отдельными своими частями вырастает из ствола попочки; так, «папа», стало быть морда, завершает цикл, начатый попой.