Больше рецензий

Fox_Of_Probability

Эксперт

вероятностный лисёнок

16 апреля 2024 г. 17:52

82

1.5

Судебный маг Флоссия расследует различные условно-магические дела, периодически сталкиваясь с лейтенантом королевской гвардии Лауринем. Очень много текста, потому что я писала рецензию по ходу чтения – книга толстая, путь был длинным и тернистым.

Главная героиня Флоссия – настоящая стерва. Первая же глава показывает Флоссию с максимально отрицательной стороны. Флоссия из неведомого сострадания предпочитает засыпать трупы дракона и похищенной им девушки, чтобы не раскрылась правда – они были возлюбленными. Флоссия разыграла случайный завал, возникший якобы из-за неосторожности солдата. Причём она обещает прикрыть солдата, сказав, что скальный козырёк держался только чудом и обвал произошёл по естественным причинам. Но на суде эта дрянь говорит:

Я предупредила, что на месте происшествия надлежит соблюдать тишину, однако люди господина лейтенанта предпочли пропустить мои слова мимо ушей. В результате неосмотрительного поведения одного из солдат произошло обрушение скального козырька. Только по счастливой случайности никто не пострадал.

И когда король говорит:

Виновный будет наказан, мой уважаемый брат

Флоссия не беспокоится за ни в чём не повинного солдата, нет. Её первая и единственная мысль:

Меня всегда забавлял обычай коронованных особ именовать друг друга братьями и сестрами: по-моему, ничего более нелепого и придумать нельзя

Из-за неё накажут человека, а ей глубоко плевать. Солдата повесили. Когда Лауринь рассказывает ей об этом, прекрасно осознавая правду, Флоссия отвечает: умер и умер, мне-то что. А про Лауриня думает: бедный наивный жалостливый мальчик.

Главный герой Лауринь – ходячий стереотип беспомощного обаяшки. Он «отчаянно покраснел», «неуклюже вывалился наружу», «неловко пристроился на краешке кресла», «насупился», «пошел красными пятнами», «забавно склонил голову набок», «подставил щуплое плечо» и так далее.

На контрасте Флоссия смотрится ещё большей стервой. Она его презирает на каждом шагу практически за всё: затыкает, унижает, оскорбляет. Называет недоумком, идиотом, мальчишкой, бестолочью. Единственное, что Флоссия соглашается признать: «что Лауринь сообразительнее, чем кажется на первый взгляд».

Причём Лаунинь не делает ничего особенно глупого или нелепого. Он заботится и переживает о Флоссии, проявляет сочувствие и эмпатию, пытается её защитить, беспокоится о жителях.

Флоссия всесильна. Она гениальна, разбирается во всем: от малоизвестных эпидемий до нюансов нераспространённых религий, от редких пород лошадей до хитроумных шифров. Запросто находит общий язык с одиннадцатилетними сорванцами – лучшие гувернантки не нашли, а она нашла. Вдобавок сюжет намеренно делает её особенной по всем фронтам: она судебный маг, но её магия круче магии обычных судебных магов; она занимается расследованиями, но не подвержена ограничениям судебных детективов;

Я владею и боевой, и медицинской магией, и много чем еще, но с опытным боевым магом мне будет не так просто тягаться, а маг-медик даст мне фору в лечении какого-нибудь замысловатого заболевания или тяжелой раны…

Поздновато автор добавила эту ремарку, образ супервумен уже сложился.

Сюжет всех «случаев» строится по одному принципу: Флоссия сталкивается с каким-то преступлением, с первого взгляда выстраивает версию, шпыняет свидетелей и раскрывает преступление. Помним Шерлока Холмса с его дедукцией, в которой на основе фактов строится картина произошедшего? Здесь всё ровно наоборот.

Неясное подозрение, ютившееся на краю сознания, дало бурные всходы и пышно расцвело роскошной гипотезой. Которую, естественно, следовало подтвердить либо опровергнуть

Не беспокойтесь, непогрешимая Флоссия не ошибается, она выше этого, все её гипотезы становятся аксиомой и лишь подтверждаются каждой мелочью. Доходит до смешного: подозреваемая позеленела от ужаса – явно выпила специальное зелье и притворяется. Я всё ждала, когда же она наконец ошибётся, хотя бы в мелочи.

После всего этого, когда нам пытаются продемонстрировать более мягкие стороны Флоссии, это выглядит нелепо. Например, она жалеет детей, которых бросил отец.

Мне доводилось видеть такие штуковины, и я теперь знала, что за человек отец близнецов. И с этим знанием никак не вязалось другое: как он мог оставить своих детей?!

Солдата, который умер по её вине, она не жалеет. Также она не жалеет девушку-служанку, которая шесть лет старательно вкалывала и посмела пожелать лучшей жизни, чем вечное рабство, за что Флоссия отдала её в бордель. И не жалеет обычных детей, заболевших тяжёлой болезнью и не имевших денег для оплаты дорогостоящих услуг докторов-магов, когда в столице свирепствовала эпидемия. Зато она жалеет детей-аристократов, которых воспитывает богатая бабушка в роскошном имении, окружая воспитателями и всеми благами, потому что бедняжкам не хватает внимания.

Нелогичнее её жалости только её желание помочь. Например, Флоссия понимает, что может и хочет помочь больным младшим сестрёнкам Лауриня, но это обидит его гордость.

И о помощи он не попросит, дурацкая гордость не позволит просить, например, меня заняться его сестрами. Просто потому, что он знает, сколько я беру за свои услуги, а денег у него нет даже на обычного мага-медика – видно же, что девчонок пользовали народными средствами. Чувствовать же себя обязанным кому-то для такого, как Лауринь, – хуже не придумаешь. Потому он и не сказал никому, что я маг. Боялся, видимо, что отец наплюет на гордость и будет умолять меня о помощи.

Я бы могла и без просьбы предложить заняться лечением девочек, отцу-то уже не помочь, а вот им – еще можно, но… Поступить так – значило смертельно оскорбить Лауриня. Чужая жалость для такого, как он, – острый нож. Он лучше будет жить впроголодь, чем расскажет кому-то о своих проблемах. Мне вот вынужденно рассказал, и после этого еще и унижать его жалостью было совершенно невозможно.

То есть она не боится обидеть гордость Лауриня, постоянно оскорбляя его. И вылечить самого Лауриня, когда он болел лихорадкой и не имел денег для врача-мага, не казалось ей чем-то, обижающим его гордость. Зато вылечить изуродованных девочек – нет, это обидит Лауриня. Во-первых, с каких пор этой курице не плевать на чувства Лауриня? Во-вторых, куда делась придворный судебный маг, которая привыкла общаться с королём и аристократией наравне (если не сверху вниз), то есть потенциально должна владеть навыком словесных манипуляция на 200%? То есть крутить королём мы умеем, а наивным мальчиком-лейтенантом – нет? Жалостливая она, ага.

Автор так старательно прописывала Флоссию особенной, не такой как все, что героиня получилась карикатурой. Она отвратительна, ей не веришь и не сочувствуешь. Вдобавок героиня не становится лучше со временем и не получает сюжетно-кармического возмездия. Даже наоборот, каждая стервозность получает оправдание и оборачивается к лучшему. Вспоминаем пример с драконом и солдатом. Сочувствие к мёртвому привело к смерти солдата? Ничего страшного, если окажется, что благодаря тому обвалу было спасено государство. И вот ситуация, в которой ответственность за действия героини несёт невинный, оборачивается «лучше смерть одного солдата, чем начало войны». Удобно.

Известно ведь, что самый жестокий судья человеку – он сам. Но как быть с теми, кто поступал так, как считал нужным и правильным, а в результате, скажем, загубил сотни жизней ради своей цели, кто не признает себя виновным, потому что уверен в своей правоте?

Очень хороший вопрос. Иронично, что когда в финале злодей толкает стереотипную речь о своих деяниях и мотивах, привлекая Флоссию на свою сторону, Флоссия отказывается, потому что... по вине злодея погибло множество людей. Людей, на которых всю книгу героине было глубоко плевать. Хорошо быть абсолютно уверенной в своей правоте, удобненько.

Интересна политическая тема. Что не случай, то вопрос государственной важности: кто-то пытается создать проблемы, прикрываясь именами граждан других государств. Согласно гениальным выводам Флоссии, если бы эти проблемы, которые наша мадам героически разрешила, были открыты широкой общественности, обязательно началась бы война. Заграничный врач принёс вирус – если кто-то об этом узнает, начнётся война. Драконы на самом деле похищают девушек не для выкупа, а ради свадьбы и потомства – какой ужас, если народ об этом узнает, то закричит «драконы используют наших женщин как племенных кобыл» и начнётся война. Судебного мага похитили и пытались убить представители соседнего государства – какой ужас, если об этом узнают, непременно начнётся война. Какое хрупкое беспомощное государство.

Причём Флоссия долго умалчивает эти детали от своего беспомощного правительства, даже когда её посылают с чётким заданием проверить, не орудуют ли там шпионы. Взвалила на свои хрупкие плечи задачу не дать бесконечно безмозглым королям начать войну. Как в этом нелепом мире война ещё не развязалась сама собой – загадка. Хотя героиня и сама это признаёт:

Я помню – несколько лет назад Арастен и Стальвия находились на грани войны, она не разразилась только чудом. Арнелий тогда проявил чудеса дипломатии и сумел-таки успокоить августейшего соседа, пойдя при этом на некоторые уступки.

Отдельный, наверное риторический вопрос: почему все второстепенные героини книги – очень неприятные личности? Я не могу винить их за то, что они недолюбливают Флоссию – её сложно назвать хорошим человеком. Но почему в них нет ни единой положительной черты? В книге есть положительные, отрицательные, нейтральные, яркие, наивные, героические, самоотверженные персонажи-мужчины. А все женщины как одна – стервы похлеще Флоссии. Откуда такое мощное женоненавистничество?

Даже потенциально приятная героиня – любящая бабушка – оказалась глупой и завистливой, по чьей вине погибла её единственная дочь. Хуже того, даже не любящей своих внуков и называющей их «какими-то выродками».

В общем, утомительная книга, кошмарная героиня, нелепый мир.