Больше рецензий

moorigan

Эксперт

О да, я эксперт!

16 апреля 2024 г. 00:30

146

4 Драма в поместье

Ну уж теперь точно английская детективная классика! И название говорит за себя - “Чисто английское убийство”. Знаю, что это очень известная вещь, но так получилось, что я прочитала ее только сейчас. И мне понравилось. Не могу сказать, что в диком восторге, все-таки современные детективы мне пока больше по нраву (кроме недосягаемой по мастерству миссис Кристи), но очень и очень хорошо.

История начинается с того, что в своем родовом поместье медленно умирает лорд Уорбек. Ему уже много лет, он тяжело болен, и в каком-то смысле почти не против умереть. Врачи прогнозировали, что он не доживет до Рождества, но он все-таки дожил и теперь хочет отметить его в кругу семьи. Возможно, да нет, скорее всего, это его последнее Рождество. Узкий круг приглашенных - это его младший брат, действующий министр финансов, единственный сын, увлекшийся идеями фашизма, миссис Карстерс, близкий друг семьи, и юная леди Камилла, которую лорд Уорбек предполагает видеть своей невесткой. Также среди действующих лиц охранник министра, дворецкий со своей дочкой и доктор Ботвинк, ученый-историк, который лишь по воле случая оказался на этом празднике жизни, так проводил в архиве Уорбеков свои научные изыскания.

А Рождество было белым. Сильный снегопад полностью отрезал поместье от внешнего мира, нарушив даже телефонную связь. И надо же было такому случиться, что на Рождество в полной изоляции произошло убийство. Наследник рода Уорбеков выпивает бокал шампанского и падает замертво. Полиции до дома никак не добраться, поэтому предварительное расследование берет на себя тот самый охранник министра, который вовсе не тупой громила, а квалифицированный сотрудник Скотлэнд-Ярда. Все домочадцы в ужасе, всех терзают подозрения, а доктор Ботвинк с любопытством наблюдает за поведением существ, известных как английская аристократия.

В отличие от предыдущего прочитанного мной детектива здесь нет никакой хаотичности. Все очень спокойно, размеренно, не слишком динамично на чей-то взгляд. Это не история с погонями и перестрелками, это герметичный детектив в его лучших традициях, когда все подозреваемые как на ладони и у каждого есть мотив. Автор никуда не торопится, искусно создавая атмосферу английского поместья середины двадцатого века, поместья и рода, чьи лучшие времена давно миновали. Да, здесь есть обязательный для каждого старого дома дворецкий, но прислуги уже так мало, что почти все обязанности лежат на его уже не молодых плечах. Да, здесь есть целых пятьдесят три комнаты, но большинство из них не отапливаются из-за нехватки средств. Да, здесь есть семейный архив с бесценными документами, но новым поколениям нет никакого дела до этих реликвий. Вообще, за пределами Уорбек-холла дуют такие ветра перемен, что удивительно, как он вообще устоял. Двадцатый век несется во весь опор, уже и Вторая мировая отгремела, а дом словно уснул в далеком прошлом, и сон этот похож на летаргию, а может быть и на клиническую смерть.

И все же традиции сильны. И многие эти традиции обуславливают поведение персонажей, за которых Сирилу Хейру отдельное спасибо. Зачастую персонажи детективных романов полностью функциональны, что позволяет относить эти самые романы к жанровым и не пускать их в большую литературу. У Хейра это совсем не так. Здесь все очень живые. Чтобы вдохнуть жизнь в своих персонажей Хейр пространно описывает их жизнь до приезда в Уорбек-холл. Добрую часть книги ничего не происходит, обычные семейные разборки. Именно на этой части читатель рискует заскучать и, возможно, отложить книгу. Но не стоит этого делать. У Хейра в кармане множество сюжетных ходов и неожиданных поворотов, которые если и не удивят, то займут самого взыскательного критика. И все эти повороты и ходы строятся на том самом противопоставлении традиций и прогресса. Сейчас, когда книга уже прочитана и прошло некоторое время, начинаю думать, что для этого она и писалась, а вовсе не для разгадки преступления.

Собственно о детективной линии. Она очень логична, но в ней есть один недостаток, который во время написания, вероятно, не был очевиден. Детектив интересно читать тогда, когда ты сам можешь вычислить преступника, а здесь это практически невозможно. Само преступление основано на факте, который может быть и был известен английскому читателю середины двадцатого века, но вряд ли известен читателю века двадцать первого, особенно если он не англичанин. Но в принципе нас предупреждали в названии, так что все честно.