Больше рецензий

wondersnow

Эксперт

Сердце воительницы, душа сказочницы.

15 апреля 2024 г. 20:55

155

1 Утки – это утки.

«Есть случаи, когда разгадка не приносит утешения. И радости не приносит. Радость в жизни вообще редкая гостья».

Забавно – или нет, – что недавно прочитанный сборник Марины Степновой вещал, в общем-то, о том же: «Не были счастливыми, не стоит и начинать», – в самом деле... Сиди на своём подпиленном суку да помалкивай, пока “великие” будут вещать с удобных и безопасных мест о том, как тебе на этом самом суку, который вот-вот переломится, жить-поживать да добра наживать. Казалось бы, история Глеба Яновского на первый взгляд совсем о другом. Детство в Украине, юность в России, зрелость в Германии. Разные – мрачный и светлый – родители, разные – мягкий и жёсткий – пути, разные – домра и гитара – музыкальные инструменты. От музыки, надо отметить это сразу, здесь лишь название, вместо струнных здесь с таким же успехом мог быть, допустим, скальпель, а лучше всего перо, ибо в чём в чём, а уж в слове автор разбирается. Но нет, почему-то на пьедестал была воздвигнута музыка. И это было разочаровывающе. Если неустанно твердить о том, что талант героя сравним с текстами Джойса или Пруста (к слову, у данного текста с работами упомянутых вообще ничего общего, как бы автор ни пытался), а его сверхмелодия стоит в одном ряду с Бахом и Чайковским (вайб “окей, Гугл, дай мне список классных композиторов”), но при этом о самой музыке писать вот так... ну, поверить в приписываемую гениальность довольно сложно, она просто не чувствуется, а музыка, тем более такая великая, именно что чувствуется. Опять же, ладно. Всё-таки это биографический сказ, да ещё и полифонический: вот вам прошлое, а вот настоящее, где он, лучший из лучших, захвачен страшной болезнью. Вспомнить о былом, сделать выводы, принять решение... обрести себя. Пока не стало слишком поздно. «Играй с нюансами».

Таких людей стараешься по жизни избегать, а их сразу различаешь, вы только посмотрите на это белоснежное пальто! Он всегда брал – и никогда не отдавал. Моменты с умирающими бабушкой и дедушкой были показательными. Боишься надвигающейся смерти, бабуля? Так все умрём, не ной. Дедуля помирает? Жаль-то как, ведь он единственный о нём молился, а теперь вот никто не будет. А жена? Эти истории про сестру и вторую жену такие бредовые, настоящее безумие, которое он сам же поддерживал, ибо, нормально поговорив с Катариной, он смог бы изничтожить её страхи, но зачем, жертвенная супруга ведь куда удобнее. С женщинами вообще было много странного. Встретив первую любовь, которая его отвергла, он с радостью отметил, что она постарела и подурнела (это было так жалко, что я рассмеялась). Другая равнодушная к нему девушка оказалась не такой уж и идеальной, у неё дома живут коты и лисёнок, это же диагноз (о своём диагнозе он говорить почему-то не хотел, а он был). Дерзкую ученицу он решил “проучить”, заперев её в кабинете и начав раздеваться (говорю же, диагноз налицо). Но самое смешное – это его слава. Его узнавали вообще везде. В мюнхенском кафе знать не знали кто такой Томас Манн, но превращались в лужицу, стоило явиться ему, великолепному! Ладно... Читая описания концертов я поняла, что пусть это всё и выглядит как крайне нереалистичная детская фантазия, если кто и близок к подобному в реальном мире, так это Тейлор Свифт (жаль, что не были упомянуты сейсмические активности в районе проводимых концертов, тогда точно было бы полное попадание). Он был баснословно богатым и покупал всё – дома, машины, людей, печень, вот только это ему в итоге вообще не помогло. Вот это жизненный момент, не спорю. Единственный.

Тяжело писать о книге, которая совершенно не понравилась. Слог хороший, но я уже столько прекрасных книг прочитала, что одной красотой меня уже не возьмёшь. А чем тут ещё брать? Неплохие моменты были, практически все они были связаны с детством героя, то есть это типичное узнаваемое, то самое, что затрагивает струны души: как собираешь с бабушкой букеты кленовых листьев, как пьёшь в утреннем саду горячий чай из самовара... Но даже это я не могу причислить к достоинствам книги. Ни иронии, ни сарказма, ни глубины, одно сплошное самолюбование, и не понять, то ли это так и было задумано, то ли это пробивается авторское. И дело ведь не в том, что персонаж такой неоднозначный, дело в том, что он мудак, которого выставляли ангелом, и никакие “но” тут не работают. Такому сложно сопереживать, потому что да, он болен, это печально, но что по поводу других персонажей, которых он, несмотря на этот свой “правильный” образ, нисколько не жалел? Подобную тень отбрасывала и поднятая тема веры. Сам факт того, что мальчик преодолел экзистенциальный кризис при помощи религии, я бы ещё могла понять, это личное дело каждого, помогло – ну и хорошо, но то, что дальше про эту самую веру герой почему-то забыл... как удобно-то! И смешно. И лицемерно. Так – во всём. Это как раздражаешься, что собеседник не желает переходить на твой язык, хотя знает его. А ты сам-то переходишь на его язык, который тоже знаешь? Почему он вообще должен говорить на твоём? Ну потому что. И про тот самый сук – «Жутко жуку жить на суку» – из той же оперы. Сиди на своём собственном суку, таком крепком и красивом, и не учи других жизни, что ли. Отряхни своё чудесное пальто и иди дальше. Как верно сказал его отец, «Ти – це ти», и счастье твоё – не в ком-то, не где-то, оно в тебе. А ещё счастье – в молчании. После таких книг осознаёшь это особенно остро.

«Совершенное не кончается – просто преобразуется во что-то иное. Не обязательно в музыку – в слово, в пейзаж, в жест: мало ли на свете совершенных вещей? Наконец, в молчание, поскольку одно лишь молчание обладает полным совершенством».