Больше рецензий

14 апреля 2024 г. 20:21

224

3.5 История царственного Гармахиса, которого женщины обидели.

Исходя из названия я искренне полагала, что прочитаю о легендарной египетской царице, но немного разочарована, потому что речь велась больше о царственном Гармахисе – последнем потомке фараонов, истинном царе Египта. Соперник Клеопатры в правах на трон рассказывает в трех папирусах, найденных исследователем в пирамиде, историю огромного заговора, противостояния и любви. Еще в самом начале Гармахис дает понять, чем все закончится для него, а потом плавно подводит к тому, что привело к такому исходу.

И в целом приключения, и срез эпохи Древнего Египта занимательны, но чрезмерная витиеватость и некоторая высокопарность слога отталкивали. Красотой языка насладиться не получилось, потому что все это больше походило на тягучую резину. Еще сложилось ощущение, что автор одновременно и восхищается женщинами, и в то же время присутствует доля сексизма по отношению к ним. От женщин все зло. Они красивы, но красота их коварна. Гармахис, бедный и несчастный, так не хочет, но вынужден пролить кровь, чтобы занять трон. Ему так это претит, но «надо, Федя, надо...» А Клеопатра и Хармиана – кровожадные, мстительные убийцы, которым ничего не стоит убить, и при этом никаких сомнений. Но любая революция, любое восстание, какие бы идеи они не несли – борьба за власть ради власти. Так почему Клеопатра не могла бороться за власть? Зависть к богатству и уму – мощный толчок в сторону заговоров. И сторона противостояния всегда будет вытаскивать на свет только плохое о противнике. Но так ли плоха была Клеопатра, как здесь была представлена автором? История об этом умалчивает, здесь только беспринципная, коварная женщина, пользующаяся своим острым умом и красотой, как оружием, без жалости и сожалений, лишь бы сохранять власть и купаться в роскоши. Гармахис же, как бы его не старался автор превознести, показался мне преисполненным гордыни. Возомнивши себя неотразимым, хотел пойти легким путем, но по факту оказался слабаком, предавшим свое наследие, как фараона и жреца. Может быт и к лучшему та участь, которая его постигла. Неизвестно, к чему бы он привел Египет.

Если не считать того, что Клеопатра здесь скорее герой второго плана и некоторой нудности, то роман интересен происходящим: заговоры, интриги. А еще можно почерпнуть некоторые сведения о бальзамировании, гробницах и пирамидах, о празднествах в Древнем Египте.