Больше рецензий

14 апреля 2024 г. 02:32

59

0.5 Спойлер Парад ЧСВ и лицемерия

Внимание! Данная рецензия содержит негодование, гнев, ненависть, горение пятой точки, спойлеры и в определенной мере занудство. Я вас предупредила :)

"13 причин почему" — название, которое в свое время выскакивало из каждого утюга благодаря одноименному сериалу от Нетфликс. Его активно смотрели и хвалили, его ругали и обвиняли в романтизации суицида и ментальных проблем. Я же просто прошла мимо всех сезонов и только сейчас решила познакомиться с бестселлером напрямую. И черт побери, это знакомство далеко не из приятных.

Пожалуй, всем уже и так известна завязка истории: главный герой получает посылку в виде коробки с кассетами, на которых некая Ханна Бейкер, недавно добровольно покинувшая этот мир, зачитывает те самые причины ее поступка. Коробка ходит от одного обидчика к другому, а наш ГГ, Клей, ни слухом ни духом в каком месте он смог попасть в этот список.

Начать стоит с того, что Ханна вы*бывается уже с первых страниц: на дворе 2007, а она записывает свое послание на кассеты, которые давно не в обиходе. Но, конечно же, в мирке автора это не баг, а романтическая фича, поэтому ни у Клея, ни у кого-либо еще не возникает проблем найти проигрыватель. Моментально погрузившись в повествование, Клей даже начинает по ее указкам ходить/ездить по городу, все больше проникаясь ее страдашками.

Сперва вообще непонятно почему гг так сильно реагирует на ее эпос (при этом, очевидно, не сильно страдая от ее кончины), ведь нам почти ничего не известно о его изначальной симпатии к ней. Более того, автоматически ассоциируя себя с персонажем, первым желанием было бы выключить те кассеты и заняться своими делами. Ведь и ежу понятно, что это какая-то манипуляция. Просто представьте, что какой-нибудь малознакомый пацан со школы начинает грузить вас у вас же дома, когда вы точно уверены, что никоим образом не могли навредить ему. Звучит так себе, верно?

Но в мире автора даже адекватное поведение может послужить косвенной причиной трагедии какой-нибудь нитакуси. Ведь Ханна Бейкер именно такая. Она не живет, а высматривает хейтеров и активно ищет ситуации, где она жертва. Живи Ханна в 20-х, она 100% стала бы блогером, где в своем сообществе селективно выбирала бы поклонников и подлиз, при этом баня любого человека с альтернативным мнением. А Клей был бы ее главным хомяком. Ведь он ведет себя как настоящий подпевала, полностью отключив критическое мышление и соглашаясь с каждым ее словом (и эти постоянные перебивки откровенно раздражают). При этом он настолько переживает вместе с ней ее "травмы", что кажется будто пацан до конца книги не доживет: то у него голова кружится, то сердце выскакивает из груди, то пот льется ручьем, то ноги подкашиваются или тошнит...

Очень скоро становится понятно, что травмы Ханны не столько травмы, сколько просто неприятные ситуации из жизни, с которыми каждым справляется по-своему. Для многих большая часть ее "причин" это полная фигня, на которую не стоит обращать внимания. Но Ханна не такая. Ей нужно чувствовать себя центром вселенной. Поэтому каждый косой взгляд, каждая брошенная фраза или событие направлены ПРОТИВ нее. И плевать она хотела на остальных: либо они сразу с ней, либо против нее. А тех, кто реально могли бы стать ей близкими людьми, она просто умело избегала или не принимала в расчет.

Если посмотреть на образ Ханны трезвым взглядом, то перед нами эгоистичная, недалекая, пустая личность, полностью лишенная эмпатии, которая не придет на помощь и не попытается выйти на контакт в нужный момент (верно, это должны делать другие!). При этом она готова пойти на очень многие вещи дабы наконец достичь пика своих страданий и доказать остальным, какие они уроды. Другим словом, она обыкновенная манипуляторша, с которой вообще не стоит связываться.

(И да, если вы в отключке и вдруг становитесь жертвой изнасилования прямо у нее под носом, она даже полицию не вызовет и не попытается вас защитить. Зато она настрочит целый абзац о роли этой ситуации в ее жизни!)

И это самый объемный персонаж всей книги.

Остальные ребята показаны максимально однобоко. Даже главный герой ощущается какой-то тенью, которая видоизменяется под натиском сюжета. В целом все персонажи здесь односторонние, глупые и неинтересные, будто описаны человеком, который не очень хорошо понимает подростков и вообще невысокого о них мнения.

Книга скучная, язык простой, а сюжет нелеп для взрослого человека. Да, история расчитана на подростков, но для юных людей с неустойчивым критическим мышлением она может оказаться деструктивна. Как в плане романтизации поступка Ханны, так и в плане внушения тревожности: "а что если я буду или уже виноват/а в том-то и том-то?" Ведь ГГ действительно ничего не сделал, а все равно оказался где-то виноват, так как вовремя не додумался, что там у Ханны.

Цитируя одну из предыдущих рецензий, "13 причин..." не разбирает тему подросткового суицида, а усугубляет ее. Манипулируя и выворачивая ситуации через эмоциональное восприятие нестабильного человека, автор умудряется запихнуть реальные трагедии куда-то на фон, буквально обесценивая их. А вот за неадекватное восприятие реальности дозволено винить всех подряд. Неважно кто это: ненадежная подружка, дурак-однокласник или даже школьный психолог, который "не выбежал за тобой в коридор". И да,
подобное смакование предстоящей "победы" над такими же детьми со своими комплексами и гарантированными травмами на всю жизнь не ок.

По итогу, нет никаких выводов, никакого урока, кроме "ты подумай кого и когда можешь обидеть/не спасти", Ханна (то бишь идея "посмотрите до чего вы меня довели!") победила, а единственный реальный злодей остался безнаказан. В целом, вся эта книжечка — одна сплошная топорная манипуляция, которая, к сожалению, стала популярной и показала неокрепшим умам "как можно", хотя вроде как намерения были благими. Данная история стала настоящим топливом для моего праведного гнева и ненависти, что по отношению к персонажам, что по отношению к автору. Такое не должно попадать в руки детей.

Возможно, текст вышел слишком длинным и сумбурным, но поверьте, он мог быть в разы длиннее :) А завершить его хочется строчками из песни, которая постоянно всплывала в памяти во время чтения:

Разбежавшись прыгну со скалы
Вот я был и вот меня не стало
И когда об этом вдруг узнаешь ты
Тогда поймешь кого ты потеряла