Больше рецензий

Olga_June

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 апреля 2024 г. 09:28

124

4.5

Все это столь очевидно, когда знаешь, на что обращать внимание.

Я решила взяться за этот роман, потому что он считается легким чтением, а мне надо было немного перезагрузить мозги после Томаса Гарди. Да, читается быстро, но не в каждом развлекательном чтиве узнаешь об итальянском типографе Альде Мануции, его пуансонисте Франческо Гриффо (в книге фигурирует под именем Гриффо Герритзун), пуансонах, глифах, палимпсестах. Даже название братства – Неразрывный Каптал – несет в себе новое для меня знание: каптал – это ленточка, которую наклеивают на край книжного блока. В общем, занимательно. Да и сам роман заставляет задуматься.

Все начинается с того, что неудачливый дизайнер, Клэй Дженнон, неожиданно находит работу в круглосуточном книжном магазине, который функционирует еще и как тайная библиотека. Не сказать, что прямо тайная-тайная, но все же. Больше из разряда тех секретов, которыми мало кто интересуется, потому что сложно и непонятно. И за недолгое время – слава компьютерам – Клэй обнаруживает, что за тайную тайну он охраняет.

Спойлерище

Оказывается, библиотека – филиал старинного братства, которое ищет секрет бессмертия, зашифрованный Герритзуном (по совместительству разработчиком самого модного и ходового шрифта) в книге своего друга, печатника Альда Мануция, как бы даже и не умершего. Веками члены братства проходят испытания для расшифровщиков, читая сочинения пока что покойных братьев (одна из библиотек для того и расположена в магазинчике Пенумбры), после чего получают допуск к главной библиотеке Каптала, где греют мозги над дешифровкой Codex Vitae Основателя. С бумагой и чернилами в руках. И греют все, даже программисты пенсионного возраста, ведь в Каптале компьютеры запрещены. И, разумеется, как только с легкой руки Клэя и Пенумбры компьютеры допущены до расшифровки тайны Мануция, девушка из Гугла запускает свои умные ящики, жизнь переворачивается.

Сейчас все принято делать большими командами с хорошими ресурсами, но в книге все решают одиночки с небольшими знакомствами (археолог-продавец, директор небольшого стартапа, заведующая крошечным музеем). Для расшифровки достаточно мозга одного человека, и в этом одна из причин, почему Гугл не смог найти секрет бессмертия Мануция. Мануций и Герритзун – всего-то двое друзей, они точно не могли изобрести ничего такого глобального, для чего нужны мощности Гугла, но могли сочинить что-то такое, чего в электронные мозги компьютера никогда не придет. Люди же!

Многих в отзывах возмущает, что Гугл был посрамлен и не смог взломать шифр, а какой-то программист-самоучка смог. Да еще и шифр был детский. Так Гугл как раз смог:

На одном из экранов промелькивает латинский словарь – целый язык проанализирован за миллисекунды.

Это случилось еще в начале Великой Дешифровки, но никто не обратил на это внимания: они же не хотели расшифровать саму книгу. Все (и Кэт из Гугла, и Каптал) искали тайну бессмертия, формулу или указание. А их там нет, потому что codex vitae – это мемуары.

Очевидный посыл был затемнен сложившимся вокруг книги Мануция культом бессмертия. Однако он же и сберег его книгу и пуансоны Геритсзуна от забвения и утраты. Вспомним отличную мысль продавца-археолога о предметах с аурой и без ауры. Обычный дневник сожгут или выкинут с большей вероятностью, чем ритуальную чашу или манускрипт алхимика.

Идея всегда была перед носом: если есть что сказать, напиши книгу, помести туда в любой форме кусочек реальности – вот тебе бессмертие. То, что останется после тебя и не будет забыто. Шифрование тут вообще не нужно (это была вынужденная мера). Нужен талант и друзья. Все!

свернуть

В этом романе полно отличных мыслей. Например, смысл вещей в том, чтобы ими пользовались. Смысл книг в том, чтобы их читали. Мне кажется, поэтому одна из библиотек братства находится в книжном магазине. Есть там и другие мелкие детали-подсказки. Девушка из стрип-клуба, Дафна, читает биографии знаменитых людей. Фантаст Моффат, любимый писатель Клэя и бывший член Каптала, не смог похоронить в библиотеке третий том своего цикла фэнтези. Он вернул его фанатам и даже начитал авторский вариант аудиокниги. В общем, роман кричит нам о том, что книги – для чтения.

К слову, именно поэтому я считаю, что проект«Библиотека будущего» не такая удачная идея, как кажется на первый взгляд (что-то вспомнилось в процессе чтения).

Арт-проект «Framtidsbiblioteket» стартовал в 2014 году. Суть его в том, что каждый год один современный писатель помещает в «Библиотеку» рукопись одной книги, и так будет продолжаться в течение 100 лет, пока в 2114 году все сто романов не увидят свет и не попадут в руки к читателям (или что там будет вместо книг и рук). И, с одной стороны, это грандиозная задумка: литературная капсула времени, которую абсолютное большинство из ныне живущих людей не увидит вскрытой. Какие послания отправят потомкам писатели за целый век, нельзя ни предсказать, ни представить. Как эти послания интерпретируют, до каких уровней смысла дойдут, ведь только последние 10-20 романов будут реально созвучны мышлению поколений, живущих в 2114 году. С другой стороны, это расточительство. Есть риск, что половину (или больше) написанного через сто лет люди не смогут адекватно понять и оценить, как мы (обычные люди, не литературоведы) не полностью понимаем классическую литературу, потому что авторы и читатели давно не современники. И начнется хождение по мукам: догадки, литературоведение, заблуждения и ересь. Тот же Дэвид Митчел из тонкого стилиста и визионера превратится в ископаемый препарат под микроскопом. Да, его, возможно, будут ценить. Как редкую находку, как графа Толстого, но не так, как оценили бы сейчас. Наконец, «который огонь не видишь, о том не думаешь»: узнаешь о том, что под замком лежит рукопись, которую ни прочитать, ни подсмотреть, и сразу же любопытство разгорается. Может, в этом проекте не все книги – сокровища литературы, но прямо-таки дай – и все тут! Не знаю, как еще книголюбы не пошли брать приступом эту библиотеку в Осло или митинговать, чтобы всем желающим дали посмотреть на шедевры?!

Вот так я почитала книгу для разгрузки мозгов. Теперь собираюсь взяться за повесть-приквел «Аякс Пенумбра 1969» , разобраться со стариками Каптала.

Комментарии


И это действительно книга для легкого чтения?


Это точно беллетристика (не Джеймс Джойс). И не высокохудожественная литература (не Оскар Уайльд). Но и не чтение без всякой мысли.


Как здорово вы все разложили! А к какой категории вы отнесли бы Джеймса Джойса? Насчет Уайльда согласна)


Спасибо! Джойс - модернист, так что его произведения сложны и требуют от читателя усилий. Тот же "Улисс" - это стилистический эксперимент, так что он очень далек от беллетристики. Для меня такие книги представляют в большей степени испытание интеллекта. Нужно же понять аллюзии, проникнуться философией, привыкнуть к языковому своеобразию.


Поняла вас. Я на Джойса пока не заходила. Хотя некоторые знакомые покусились и остались под впечатлением. Наверное, и я когда-то дозрею. А пока... беллетристика. ))