Больше рецензий

8 апреля 2024 г. 13:47

193

4.5 Коммунизм, проституция, красота.

Что связывает столь важные в современном мире, с момента своего появления громко звучащие, противоречивые понятия? Естественно, Индонезия.
Возможно, оттого что там всё бурно цветёт.

«Красота – это горе» от индонезийского писателя (и графического дизайнера, зачем-то добавляет Википедия и я повторяю) Эки Курниавана (мужчина 1975 года рождения, первый индонезиец, номинированный на Букеровскую премию, лонглист) объясняет на пальцах историю Индонезии 20 века, параллельно мистически связывая коммунизм с красотой, ну а связь проституции с красотой очевидна и без всякой магии.

Сначала одна красивая женщина вылезает из могилы, потому что пришла пора поставить на место злого духа, так хочется написать откуда взялся дух... но держусь, не скажу.

Короче женщина проститутка, у нее три очень, очень красивых дочери и одна очень, очень страшная. По порядку мы узнаем истории всех четверых, то есть пятерых, первым делом история матери, начиная со Второй мировой, как она была упрямой, но приличной наследницей голландского дома, её родные испугались японцев и уехали в Голландию, а она нет. Дальше такое началось!

Грустная история. Война, девушка прячет кольца в себе, то есть глотает, а когда они выходят обратно, моет и опять глотает. Ест варёную коровью кровь, которую добывает, посадив предварительно выловленную пиявку на корову. И это только самое начало, представьте, сколько интересного потом!

Но не суп с котом. А смена режима, изгнание японцев, коммунизм набирает обороты, люди читают Горького, Толстого и Достоевского, а потом жгут портреты Маркса. Жена носит железные трусы, ребёнок исчезает из чрева матери, просто воздух выходит, вырождение рода, красивые но неразвитые в умственном отношении дети, разговоры с духами, братские могилы, газеты (без газеты Искра не было бы русской революции, говорит герой), рыбалка, проклятия, дикие собаки, смерть. И конечно любовь всегда, любовь везде.

Типичный магический реализм (слышала, что типичный модно сказать только про Латинскую Америку, но пока это не утвердилось среди меня). Если вам не нравится Маркес, Курниаван точно не покорит, узнавайте про историю Индонезии из менее ужасающих источников. Если же любите, готовы воспринять дичь, которая разобьёт вам сердце, готовы загонять глаза обратно в орбиты время от времени, то читайте, захватывающее повествование. К тому же экзотическое. Но не в плане человеческого вопроса, он везде одинаковый, хоть в Индонезии, хоть в деревне под Тамбовом, и бурный бурный.

По сравнению с моим любимым Маркесом у Курниавана резче повествование, меньше иносказательности, в некотором роде. Например, город, в котором всё происходит, вымышлен, но по первой же ссылке о романе выдаётся город-прототип. У Маркеса мне всё мерещится через дымку, а у Курниавана ярко. Допускаю, что влияет жёлтая обложка книги либо свежесть впечатлений.

Источник