Больше рецензий

7 октября 2014 г. 12:28

109

4

Если честно, я от книги ожидала большего. Чего-то не хватило мне, чего было сполна в "Женщинах Лазаря". Может быть, катарсиса, мощного и очищающего?
Да, у Степновой великолепный язык, в который проваливаешься, как в мягкую перину, и несешься по волнам сюжета, легко и непринужденно. А еще у нее потрясающая способность яркими кинематографическими штрихами, почти что точками, деталями создать живую, выпуклую картинку, которую видишь, слышишь, осязаешь объем, шершавость или гладкость, чувствуешь запах и пробуешь на вкус. И эта картинка своей сенсорностью врезается в самое сердце, в душу.
Понятно, что автор расставляет акценты именно так, как ей нужно, чтобы вызвать определенные чувства, но в целом эти чувства вполне органичны. Лишь пару раз мне показалось излишне слезовыжимательно, и можно было обойтись и без этого.
Вот как раз в этом отрывке, где речь идет всего лишь о лекции, прослушанной главным героем и о понимании, которое у него возникло.

Виталик воет на весь госпиталь, именно – воет, катятся по твердому полу твердые яблоки, твердеет в морге Верочкина изуродованная голова. Через год Виталик женится, спасая психику, малых своих дочерей, мир во всем мире, жизнь на земле. Верочка станет гумусом, сытным тленом, вырастит из себя траву, станет сероводородом, воздухом, метилом, жирными кислотами, кислыми яблоками, которыми ее девочки будут лакомить своих подрастающих сыновей.

Но как такового катарсиса после прочтения книги целиком не возникло, хотя героям я сопереживала, и в некоторых моментах в душе начинали сдвигаться какие-то тектонические пласты, и что-то давно похороненное просилось наружу и хотело быть заново прожитым.
После прочтения задумалась, а что собственно хотел сказать автор? Почему "Безбожный переулок"?
Ведь Маля, которая и являет собой олицетворение Безбожного переулка (она и жила на улице с таким названием)- это лучшее, что случилось в жизни Огарева. Он свернул в этот безбожный переулок и остался там. Но почему безбожный все-таки? Ведь не случайно же выбрано это название!
Надо сказать, что Бог упоминается в романе очень часто, но это не христианский Бог, прощающий и милосердный, это ветхозаветный Творец, ремесленник, суровый, грозный и наказывающий. И непонятно, то ли это отношение героя, то ли самого автора. А иногда это языческие боги и божки, которым поклоняются, приносят жертвы, которых боятся и от которых зависят.

- А о чем ты мечтала в детстве? - Маля не задумалась даже на секунду – жить. - В смысле? - Я всегда мечтала просто жить, понимаешь? Это же самое интересное. Жить

Не становиться врачом и лечить людей, потому что должен, потому что обязан, а просто жить! Этому и научила она Огарева и потому она и есть безбожный переулок, в котором человек может просто жить, быть свободным и не зависеть ни от каких условностей, делать только то, к чему лежит душа.

Не русский, - ответил он хохлам и только теперь понял, как совершенно, абсолютно счастлив. Уже нет, теперь просто человек.

Да, при таком понимании Бога - карающего и следящего - быть свободным и счастливым, жить и творить по велению сердца - это безбожие. И эта мысль, если я ее правильно поняла, придает какую-то цельность и законченность всем этим упоминаниям Бога, разбросанным по тексту.
Главный герой не могу сказать, что прям очень понравился, но отторжения не вызвал. Да, бывают такие. И я сопереживала ему в его любви ("И почему эта любовь так болит?") и невозможности разорваться, сделать выбор ("Что бы ты ни выбрал, приходится платить страшную цену"). А вот собачья преданность Антошки местами раздражала, хотелось сказать ей: зачем, остановись, посмотри на себя, побудь собой, не надо пытаться слиться с другим человеком, он выкинет тебя как ненужную вещь.
Смутила некоторая логическая недосказанность и обрывочность сюжетных линий, не доведенная до цельности "набросочность". В "Женщинах Лазаря" все истории составляют единое целое, тут - нет.
Что стало с Антошкой, ведь так много места в романе было посвящено ей, ее детству, мыслям и чувствам. И тут вдруг такой обрыв сюжетной линии. Что там за тайна у Мали в семье? С семьей Антошки тоже странная вышла штука. Вроде бы есть фраза о том, что папа умер, и вдруг через много лет он живой и здоровый выходит на балкон к Огареву... Что эта за рыжеволосая девушка из общежития литинститута и как она связана с Малей? Вот эта небрежность (или сознательный прием?) обращения с сюжетными линиями тоже слегка покорбила и оставила в странном недоумении.
Но в целом книга понравилась. Тем, кто прочитал "Женщины Лазаря" - очень советую!