Больше рецензий

7 апреля 2024 г. 19:04

138

5 ֍ НЕЙРОГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ «ДРАКОНЬЕЙ ЧЕШУИ», или ОБ ОСНОВАХ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ ֍

картинка Santa_Elena_Joy
«Я такой бравый пожарный, я тушу пожары еще до их возникновения. Ясно?»

«Кортизол приводит к самовозгоранию. Но окситоцин – гормон социальных сетей – успокаивает драконью чешую. Каждый раз, ощущая социальное одобрение, вы усиливаете чувство безопасности и снижаете вероятность того, что драконья чешуя сожжет вас.»
(Джо Хилл. «Пожарный». 2016)
«У каждого из нас смертный приговор написан на коже, какой смысл в наказаниях? Мы признаны виновными в том, что мы люди.»
(Джо Хилл. «Пожарный». 2016)
«Казалось, наступил конец света. Впрочем, так казалось каждый день – и в дождь, и в ясную погоду.»
(Джо Хилл. «Пожарный». 2016)

****
Снова книга сына Стивена Кинга, о которой нет единодушного мнения. Это нормально. Главное — не читать сначала другие отзывы (рецензии), чтобы не попасть ненароком туда, куда тебе не надо. Лучше сначала самим прочитать «Пожарного» / «The Fireman» (2016) Джо Хилла, а впечетления излагать — потом. Потом и почитать, кому зашло, а кому — не катит и почему.

****
В основе идеи фантастического романа — фантазия автора о самовоспламенении людей, зачастую сопровождающимися пожарами. Люди вспыхивают и сгорают, как соломенные человечки …

Вызывается это явление гением биоинженерной мысли. Грибок, разносящий огненную болезнь, чрезвычайно заразен и способен вызывать вспышки эпидемии (пандемии). Похоже на биотеракт в масштабах страны. Если не планеты …

Страшно? — Безусловно страшно, если ты обладаешь достаточным воображением и эмпатией.

Ну, а с политической стороны главными виновниками всего чудовищного на Земле американский писатель назначает самых заклятых «друзей» Америки: запрещённую в России террористическую исламскую организацию ИГИЛ (созданную при участии самой же Америки), которую, по меньшей мере, раз шесть уже объявляли уничтоженной, но по-прежнему, когда надо, её снова и снова реанимируют и назначают «козлом отпущения».

А поскольку одной ИГИЛ не достаточно (организация же «уничтожена»!), то всегда, везде и во всём виноваты кто? — Правильно. Виноваты русские. Беспроигрышный вариант. Ибо «Россия была. Россия есть. Россия будет»: вечное противостояние.

Ладно. «Собака лает, караван идёт». Гласит восточная мудрость. Роман читать стоит. Он интересный. Но узелок на память завязать не помешает. Мы помним всё.

И ещё. Роман — толстый. И если вы уже что-то читали у Джо Хилла (а также Стивена Кинга), то вас не должны испугать ни многостраничность, ни «излишнее» (?) раздувание текста, ни переход на неторопливое повествование, наполненное рефлексией автора, который приглашает нас присоединиться к нему.

В общем, это особенность писателя — Джо Хилла. И придётся по душе тем, кто уже успел приобщиться к его творчеству, и способен проявлять терпение, толерантность и благосклоннось: в природе ничего идеального не существует.

Лично мне — интересно. Когда интересно, то ни о каком «терпении» речи быть не может. Оно, возможно, понадобится тем читателям, у которых есть желание понять Джозефа.

И да! Не забываем о скрытых смыслах — «двойном дне», характерном почерке Джо. Смотрящий да увидит.

Тем, кому нравится творчество Джо Хилла — привет! Как и тем, кто только рассуждает, стоит ли читать. А если ты, уважаемый читатель, нашёл в себе терпение читать то, что я собираюсь изложить далее: свои впечатления, тебе — самый горячий и пламенный привет под стать этой "огненной книге"!

****
Уже в самом начале романа понимаю, куда автор клонит. Страшная беда обрушилась на Нью-Гемпшир (локация основного действия), маленький штат Мэн, Нью-Йорк, Сан-Франциско ... Заражение спорами некоего фантастического грибка, которые могут передаваться контактным способом: через прикосновение к коже. После проявления на коже заболевания в виде изящного узора с золотыми вкраплениями, с развитием смертельной болезни, исход неожиданный и парадоксальный: разогревание организма до температуры воспламенения с последующим смертельным возгоранием и обугливанием … Геенна огненная. Ад на земле. Не иначе.

Но кому-то удаётся противостоять этой заразе. Как? Почему? — Об этом и читаем в романе Джо Хилла «Пожарный».

Идея романа направлена на демонстрацию человечности и бесчеловечности людей в экстремальных условиях. Это — основной замысел «Пожарного». Неумирающая тема: вечное противостояние добра со злом, актуальность которого, на мой взгляд, трудно переоценить. Всегда. В любое время. Особенно — в военное.

«Может, экзамен я и завалила, но на дополнительный вопрос ответила верно.
– Какой экзамен?
– Основы человечности ...»

****
Библейский конец света. Не ТО, что могло бы быть после — постапокалипсис, а именно то, как он мог бы произойти в эпоху развитых технологий. Армагеддон. Конец времён. И роль человечества в его приближении. Великое противостояние — борьба за души людей. Кто победит? И каков будет вкус победы?

Что страшнее — гибель всего человечества или утрата им человечности? — На мой взгляд, утрата человечности приведёт в конечном итоге к гибели человечества.

Выжившие, уцелевшие не́люди — подобны паукам в банке. Они обречены на пожирание друг друга. Пока не останется последний — самый сильный. Судьба его предопределена: жрать больше некого ...

Нарратив Джо Хилла включает библейские мотивы и христианское мировоззрение. И снова автор, словно споря с самим собой [как и в более раннем романе — «Рога» (2010)], не ставит точку в этом извечном споре веры и безверия, добра и зла. Это предоставляется читателю. Некая тонкая неопределённость. Вот почему такой веерный разброс в оценках романа массовой читательской публикой.

Несомненно только одно: дьявол силён, хитёр, многолик, многогранен, неприметен, чрезвычайно искушён в борьбе за души людей … Он страшен своими неприметностью, ненавязчивостью, мимикрией и множеством способов соблазнить и одурачить любого. Не зря же персонаж романа — отец Стори, похожий на проповедника, на грани жизни и смерти говорит дочери, являя откровение,

«Дьявол явился. Я видел его сегодня. Он явился из дыма. А потом моя голова треснула и теперь полна камней. Тяжелых камней, аминь! Берегись, Кэрол! Лагерем правит дьявол, а не ты. И он не один. Многие служат ему.»

****
Джо Хилл, создавая «Пожарного», использует собственный читательский опыт. И если Стивен Кинг в своих романах упоминает известных писателей и их произведения по ходу повествования (кстати, не он один!), то Джозеф тоже это делает, но по-своему.

В начале книги он уведомляет читателя о писателях, формировавших его читательский вкус, а в само́м романе мы встречаем аллюзии на упомянутых авторов и персонажей их произведений. Такой приём выглядит более изящным, уместным и милым.

Помимо этого он перенимает и манеру повествования, которую использовали другие писатели до него. Например, включение в текст дневниковых записей, как у Филиппа Майера в романе «Сын» (2013). Хотя, пожалуй, этот приём — не такая уж редкость.

Манерой письма Джо Хилл не отстаёт от своего отца — Стивена Кинга. И в целом их писательские почерки, на мой взгляд, схожи. Но Джо идёт дальше, используя опыт своего отца. Было бы странно, если было бы иначе.

Время действия в романе — ХХI-й век. Он ощущается по наличию мобильников, упоминаний литературных персонажей, фильмов, сериалов, марки грузовика — «Фрейтлайнер» («машина – почти танк»), а также во мнжестве других деталей, в том числе — музыки. Кинговская любовь к деталям — это семейное.

«– Ого-го! – заорал Ковбой Мальборо. – В семьдесят девятом я слушал «AC/DC» с Боном Скоттом – так это были котята по сравнению с нашим звучком.»

Эпидемия случилась после 2009-го: «… в 2009-м, еще до того, как началась эпидемия.»

****
Роман, не смотря на некоторые шероховатости, напряжённый и захватывающий. Я не могла от него оторваться. А когда отрывалась, с нетерпением ждала встречи.

Здесь так много тем для размышления. Это довольно глубокое произведение, несмотря на развлекательную его направленность. Не зря Джо Хилл работал над ним 4 года и привлекал многих знающих людей в качестве экспертов по различным вопросам.

Научная фантастика. Биология. Медицина. Социология. Политика. Психология. Религия. Духовность … Как много всего он вмещает!

Человек — центр Вселенной. Созидание и разрушение — всё в руках людей. Роль личности и коллективного бессознательного. В этой книге, наполненной приключениями, драйвом, саспенсом, всё есть.

Несмотря на чудовищный катаклизм Конца Света, эта страшная и жестокая история не оставляет читателя без надежды и веры в здравомыслие человечества. Слабая надежа. И всё-таки она есть.

Время действия — наше время. Куда ещё ближе?!! Мы на грани Конца всех времён. Самое время опомнится. Если ещё не всё потеряно …

****
Ложка дёгтя в бочке мёда

Всем известно, что хорошая фантастика должна быть правдоподобной. Читатель вживается в книгу, идентифицируя себя с персонажами, воображая элементом картины, действия. Это возможно только в том случае, когда автор даёт ответы на базовые — фундаментальные вопросы. Как базовые потребности в пирамиде Маслоу. Когда нет прочного и понятного фундамента, всё сооружение может рухнуть. Книга теряет главное: достоверность и доверие.

170 человек, спасаясь от уничтожения, постепенно, с увеличением числа спасающихся, не организуют колонию переселенцев, для которых основой выживания должен стать труд, а создают некую общину, которую кто-то должен хотя бы прокормить. Не говоря про все остальные элементарные бытовые потребности. Но кто? Как доставляются продукты питания в лагерь Уиндем?

Возникают и другие вопросы. Можно ли прожить в таких экстремальных, антисанитарных условиях со скудным питанием и не болеть (???) — Это не реально.

Главная героиня романа — медсестра Харпер Уиллоуз должна бы стать для обитателей лагеря спасительницей, ангелом-хранителем, матерью Терезой … А для «здоровых» бездельников она становится объектом для выхода агрессии. Этого не должно было случиться, если бы автор придерживался важнейшего принципа фантастической литературы — достоверности.

Как в изоляции, на острове, выживает искалеченный, поломанный Пожарный? Помощь медсестры — символическая ...

Автор не даёт ответов на эти вопросы. Они же являются базовыми для того, чтобы представить и поверить, что такое убежище могло бы быть на самом деле. Даже в резервациях прокажённых больные лепрой выживали на пожертвования неравнодушных людей, оставлявших им еду на дороге — подступах к местам изоляции.

Днём, поражённые грибком, люди должны скрываться. Выходить, согласно правилам, можно только ночью. Люди обязаны создавать видимость необитаемого заброшенного места. От безделья можно сойти с ума. Разумеется, никаких развлечений нет. Вообще, никаких!Единственное — совместные песнопения в церкви … Да один рыбак и пара подростков-помощников.

Чтобы выжить они должны были бы осуществлять рейды (вылазки) в места обитания незаражённых людей: грабить, марадёрствовать, воровать, становясь бандой и подвергая свою жизнь и жизнь обитателей лагеря опасности.

Так и произошло при рейде за медикаментами. Описан один только случай. Лекарства. А еда? Откуда она бралась? Как удалось просуществовать лагерю Уиндем больше года?!

Это фундаментальное, и самое слабое место в романе.

Но о нём думаешь меньше всего, дочитав эту «огненную книгу» до конца.
картинка Santa_Elena_Joy
«Огненная женщина метнула топор из пламени. Он возник внезапно, когда она взмахнула рукой.»