Больше рецензий

6 апреля 2024 г. 23:07

6K

5 Кончилась земля, началась трущоба.

Очередная дивная история Марины захватила меня настолько, что я, несмотря на решение не читать мистику на ночь глядя (потому что я ужасная трусиха), не смогла отложить остаток книги до завтра. Единственно, на первый взгляд мне показалось, что концовка немного провисает по сравнению со всем остальным. Но потом я подумала, что "Девочки в тайге" - это не сказка, а в реальной жизни все сложнее, и тогда у истории очень логичное завершение с элементами открытого финала.

Мне очень понравилось, как все быстрее и быстрее происходило нагнетание жуткой атмосферы, для меня это один из важных столпов мистики. Напряжение складывалось из разных деталей: это и странные пугающие сны, которые, как потом ожидаемо оказывается, тесно переплетены с реальностью, и страшилки, рассказываемые жителями затерянной в якутской тайге деревни Симилэх, где происходит действие книги, и реальные страшные факты, например, пропавшие дети, и просто необъяснимые нечеловеческие странности, и описания местности, вроде и красивой, но навевающей чувство беспокойства.

Книга основана на поездке Марины Клейн в Якутию, а также на якутской мифологии. К сожалению, я совсем не знакома с этой мифологией (но уже скачала наиболее известный якутский эпос "Нюргун Боотур Стремительный"), но могу сказать, что потрясающе видеть, как авторский опыт дополняет невероятная фантазия. Понравилось, как показан быт далекой от привычного нам комфорта маленькой деревни, да что там комфорта - в деревне нет нормальной больницы, добираться от нее до большой цивилизации - это целая история. Немного поностальгировала в этой связи о Белом море, где лет пятнадцать назад проходила студенческую практику. Конечно, наш остров Средний был не настолько затерянным миром, как Симилэх, но все же вдали от привычной цивилизации. Например, одно из воспоминаний - постоянное зверское чувство голода: порции маленькие, при том что почти что весь день занимаешься физической активностью на непривычно свежем воздухе.

Понравилось, что в книге поднимается очень важная проблема таяния вечной мерзлоты. В рамках повествования, конечно, во многом она показана с мистической точки зрения, например, в плане высвобождения зла, но, понятно, этим не ограничивается. Очень здорово, когда книга вот такая многогранная, ведь мистика еще не означает полный отрыв от реальности.

Также очень понравилось, что в книгеи нет лишних деталей, все сцеплено между собой, а большинство ружей выстрелит самым интересным образом. Однако все равно по итогу остается несколько вопросов без ответов. На первом месте, наверное, вопрос, вернее, целая россыпь вопросов про Елену, замдиректора школы Симилэха. Кто она такая, какое ей дело до деревни, откуда у нее столько денег на многочисленные дорогостоящие поездки? Если ей что-то нужно в Симилэхе, почему она пытается оттуда уехать? Сначала я вообще решила, что она отрицательный персонаж и в какой-то степени виновата в происходящем, но ошиблась. Еще я очень ждала объяснения, почему видеофайлы сначала не открывались, а потом вдруг начали, и что в итоге случилось с девочками в тайге. И кстати, интересно, откуда у них эти таинственные лампы, в которых больше мистического, чем технического.

Кстати, если поискать в интернете, то он выдает вот такие значения слова "симилэх" - "трущоба, непроходимая чаща" и такое вот выражение "сирэ баранан симилэх буолла фольк. кончилась земля, началась трущоба". Очень подходящее название для деревни, окруженной непроходимой тайгой.

"Девочки в тайге" - это отличная история для любителей мистики в целом, сочетания мистики и мифологии, продуманных сюжетов и, полагаю, якутского эпоса. Что касается страха, я жуткая трусиха, и мне было страшно, но в основном поначалу, так как самое страшное - непонятное. Когда правила игры начинают проясняться (самый простой пример - не ходить в подвал в полночь, потому что именно в этом время активизируется хтонь, которая тебя сожрет, а в остальное время это совершенно безопасно), страх немного отпускает. Интерес же не отпускает до самого конца.