HighlandMary

Эксперт

chronically online

6 апреля 2024 г. 21:44

492

4

Я очень люблю историю Охоты на ведьм, но с большой осторожностью подхожу к художественным произведениям на эту тему. Уж очень крепко в массовой культуре закрепились некоторые связанные с этой темой стереотипы, не имеющие отношения к действительности. Из которых самый главный, наверное, что ведьма - это всегда она, охотники на ведьм сплошь женоненавистники, и феномен охоты на ведьм был основан на восприятии женщины как низшего и нечистого существа. Хотя на самом деле в большинстве случаев мужчин и женщин "ведьм" было примерно поровну, а в некоторых местах мужчины "ведьмаки" были в подавляющем большинстве. И причины охоты на ведьм гораздо сложнее и интереснее, чем просто угнетение женщин патриархальным обществом.

Эта книга мои обычные опасения относительно художественных произведений о ведьмах и оправдала, и нет. Автор знает, что все было сложнее и интереснее, чем просто угнетение женщин, и старается это показать.

Например, столкновение культур и страх перед "другим". Постоянно живущие на северном острове Вардё рыбаки давно соседствуют с саамами, привыкли к их обычаям и сами иногда прибегают к саамским ритуалам и приметам. Для прибывших же "с юга" королевских чиновников - это все какая-то чертовщина и колдовство. Мне очень понравилось, что тем, кто первым из жителей деревни обвинил в колдовстве своих соседок, была женщина, которую муж привез в Вардё из более "цивилизованных мест". Соответственно, для нее местные традиции тоже чужды, и она могла искренне считать это дьявольским колдовством.

Или лютеранская церковь, которая не так давно утвердилась в Норвегии (и вообще не так давно возникла). Соответственно, все еще идет активная борьба с врагами лютеранской церкви, реальными и мнимыми.

Или обросший легендами шторм, который в один день убил всех взрослых мужчин рыбацкой деревни - это слишком страшно и невероятно. Не возможно принять, что такие вещи могут случаться сами по себе и с кем угодно, за этим должна была стоять чья то злая воля. Ну и наконец просты материальные мотивы - первой арестовывают женщину, у которой самый большой и добротный дом в деревне. Даже лучше, чем у комиссара, который прибыл расследовать связанные с колдовством дела.

Но тематика угнетенных патриархатом женщин все равно проходит красной линией и временами все другие предпосылки за ней теряются. История развивается очень медленно и плавно. Самому ведьмовскому процессу в Вардё отводится где-то последняя четверть. А большая часть книги - о жизни двух женщин - дочери погибшего в шторме рыбака и жены комиссара, и о быте в рыбацкой деревне на изолированном острове. В целом, меня такой размеренный темп повествования устраивал. Но от того, как долго нагнеталась обстановка, развязка показалась несколько блеклой и смазанной.

Ну и я до последнего надеялась, что выстрелит ружье с рунами.

Урса не знает, что Марен вышила на изнанке одного рукава две маленькие руны, которым ее научила Дийна. Руны, означающие заботу и защиту от зла.

Не просто же так рядышком находились сцены, где комиссар называет руны орудием дьявола и колдовством, и где главная героиня вышивает на рукаве жены комиссара руны. Но нет, это оказалось совершенно неважным.

Комментарии

Интересная рецензия, спасибо) А откуда ты подчерпнула информацию про ведьм, про истинные причины тех событий прошлого или это множество книг,а не одна?

Я тут с удивлением узнала, что у в Российском империи ведьм преследовали, я думала это только при инквизиции было развито.

+2 06.04.24

Нет, это одна книга, и автор в ней старался показать все эти причины тоже. Эта история основана на реальном ведьмовском процессе, и в книге есть в конце отдельная небольшая сводка информации о нем. А в целом, я много чего читала и смотрела про охоту на ведьм в протестантских странах, это одна из моих любимых исторических тем

+2 06.04.24