Больше рецензий

4 апреля 2024 г. 21:56

33

5 А была ли любовь?

«Мы порой жалеем людей, которые не знают жалости ни к себе, ни к другим.» Эмили Бронте "Грозовой перевал".

Интерес к этому произведению возник благодаря великому множеству экранизации (их на данный момент 14, самая ранняя 1920 г), и режиссёры не бояться браться за это произведение. Чем же оно так притягательно?

"Грозовой перевал" считается эталоном романа позднего романтизма. Интересна не только история его создания. Сама личность Эмили, истоки ее гениального романа остаются до конца не разгаданной тайной.

Актуальность произведения пронзило время. Бронте поведала читателю о деструктивных отношениях (безумная, разрушающая любовь главный героев).
А была ли это любовь?
Разве может это светлое чувство соседствовать с ненавистью, злобой, унижением и местью?

Трагедия начинает разворачиваться, когда мистер Эрншо подбирает на улице, умирающего от голода мальчика. Приводит в свой дом, и воспитывает как сына. Его двое собственных детей, Кэтрин и Хиндли, по-разному реагируют на чужака. Кэтрин рада новому другу, и доброжелательна к нему, Хиндли ревнует приемыша к отцу.
После смерти мистера Эрншо обстановка в доме накаляется.  Хиндли одержим ненавистью к Хитклифу, укравшего любовь отца, и прогоняет его жить на конюшню. Он в гневе на Кэтрин, которая с утра до ночи бродит с Хитклифом по вересковым полям.
Кэтрин и Хитклиф выросли как брат и сестра, но чувство рождающиеся между ними, даёт понять, что они не могут быть ими. Но, унижение Хитклифа, полученные от Хиндли, не позволяют влюблённым обрести счастье и разъединяют влюблённых: "Если бы этот негодяй – мой брат – не унизил Хитклифа так сильно, я бы и не думала о замужестве. Теперь же выйти за Хитклифа – значит опуститься до него, поэтому он никогда не узнает, как сильно я его люблю".
Кэтрин знакомится владельцами соседней усадьбы, её привлекает красивый мир и положение в обществе. И она отдает предпочтение другому.

Произведение мрачное, тяжелое, но ценность его именно в наглядной демонстрации психологии личности: жертвы, агрессора, инфантила, социопата.

Герои сложны и неоднозначны. Нет выраженной симпатии к кому-либо. Они жестоки и эгоистичны. Роман о том, как люди сами делают себя несчастными, или намеренно выбираю путь страданий поскольку в этом видят свое предназначение и смысл жизни, а самое низкое втягивают в это других, ни в чем не винных людей (драма не заканчивается на отношениях Кэтрин и Хитклифа, в неё вытягивается следующее поколение семейств Эрншо и Линтонов).

И все же, была ли любовь ? Нет. Здесь была одержимость, безумие, агрессия и насилие, но только не любовь. Благодаря Эмили Бронте мир узнал отношения, которые в современном мире именуют созависимыми, возможно поэтому он не обрёл славы при жизни писательницы, поскольку автор показала, каким адом может быть пресловутая «крепость англичанина» - его дом.