Больше рецензий

elefant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 марта 2024 г. 17:48

7K

4 Маленькие городки умеют хранить секреты

Стивен Кинг как-то сам признавался, что идеи тех или иных произведений приходили к нему по-разному. Одни мгновенно, будто озарение, всплывали в памяти – из-за обстоятельств мимолётной обстановки (при заполненном супермаркете, как, например, «Мгла»), времени (машина, сбившая любимого кота дочери, как, например, в «Кладбище домашних животных»). Иные же как наваждение, раз за разом всплывающий образ следовал по пятам, где бы писатель не находился: в приёмной у окулиста, за рулём автомобиля, или же ночью, когда Стивен маялся бессонницей:

«Зеленая миля» началась с образа чернокожего здоровяка, который стоял у решетки камеры и наблюдал за приближением бесконвойного заключённого, продававшего сладости и сигареты, что лежали в старой металлической тачке со скрипучим колесом. «Буря столетия» тоже началась с тюремного образа – мужчины, только белого, не чёрного. Он сидел на койке, положив руки на согнутые колени, пятки упирались в матрас, немигающий взгляд был устремлён в никуда. Его нельзя было назвать мягким и добрым, каким оказался Джон Коффи из «Зелёной мили». Он был невероятно злым человеком. Может, и не человек вовсе. Всякий раз, когда мои мысли возвращались к нему, он вызывал всё больший страх. Просто сидел на койке и не двигался, а страх нарастал. Он всё меньше напоминал человека, всё больше… ну, всё больше напоминал то, что скрывалось под человеческим обличьем».

Так сперва появился образ Линожа – дьявола в человеческом обличье, что явился в небольшой островной городок Литтл-Толл накануне самой страшной бури столетия и начал свою коварную игру. Один за одним умирали местные жители – сперва одинокая старушка- одуванчик, затем два здоровяка. Кто-то кончал с собой самым страшным образом, иные замерзали в буре, разбивали голову о косяк, топор, вешались в петле, просто пропадали в ночи. И каждый раз этим дьявольским сценарием руководил Линож – прямо из своей импровизированной тюремной камеры, под бдительным надзором своих охранников.

«Дайте мне то, что я хочу, и я уйду!»

Каждый раз эта загадочная фраза сопровождала предсмертное послание умерших. И каждый раз читателю вместе с обитателями городка приходится лишь догадываться, что же обозначала эта странная надпись. Эта игра, затеянная Стивеном Кингом, над своим читателем, оказывает несравненное действие. Обильно политая изрядной долей мистики, кровожадного ужаса, в мельчайших и омерзительных подробностях – в лучших традициях Мастера. Да, ответ на самом деле, пусть и банальный, и вполне ожидаемый, но от этого всё равно не утрачивающий своей омерзительности. Тем более, осознавая, насколько Стивен Кинги обычно скуп на хорошие концовки.

Писатель признавался, что писал книгу уже с самого начала как вариант киносценария. И уж затем он воплотился в сам роман – не в общепринятом его понимании, конечно. Поэтому привыкнуть ко всем этим киношным штучкам вроде: «Наплыв камеры, и мы видим яростное лицо Линожа» - было непросто. Действительно, складывалось впечатление, будто читаешь сценария, хотя на самом деле именно он это и есть на самом деле. Писатель не знал, сохраниться ли он в кино именно в таком первоначальном виде, или же экранизированная версия, пройдя несколько переработок, будет сильно отличаться от романа. Однако, сопоставив оба варианта – читал книгу, попутно просматривая 4-часовой фильм ужасов – заметил, что оба они практически полностью идентичны. В этом плане, если познакомились сперва с фильмом, читать роман будет не очень интересно, или же наоборот.

Так или иначе, в «Буре столетия» автор провёл своего рода эксперимент: насколько опасности на самом сплачивают людей, и так ли маленькие городки действительно умеют хранить секреты. И если убрать финальные кульминационные эпизоды с собранием, многое вполне оправдалось. Кстати, действие сюжета происходит на том самом острове, где несколькими годами ранее развивался сюжет «Долорес Клейборн». В разговоре местных жителей между собой есть отсылка к этой героине. В какой-то мере «Буря столетия» напомнила мне «Безнадёгу» - такой же замкнутый городок, в котором обитает само зло, и люди, что сплачиваются в борьбе с этим самым злом. Думаю, если бы Стивен Кинг не поленился, и переработал сценарий фильма в полноценный роман перед его изданием, книга от этого только выиграла. Приятного чтения и просмотра. Фильм, конечно, посоветую.

Прочитано в рамках Группы «Читаем Кинга вместе».