Больше рецензий

31 марта 2024 г. 17:23

85

3.5 Спойлер Возможно религия, от которой человек отказывается, определяет отчасти каким будет его атеизм.

К сожалению, книга по началу производит гораздо более благоприятное впечатление по сравнению с тем, каким оно оказывается после прочтения.

Сперва это научно-популярное произведение приматолога, рассказывающее о личном опыте автора, проливающее свет на устройство и социальную иерархию различных групп человекообразных обезьян. Вы узнаете интересные факты о жизни бонобо, принципиальных отличиях этих миролюбивых и дружелюбных животных от гораздо более агрессивных шимпанзе, приобщитесь к истории изучения обоих видов обезьян, познакомитесь с научными заблуждениями и интересными наблюдениями, предположениями и догадками самого автора.

Всё перечисленное будет перемежаться некоторым количеством философских рассуждений и отсылок к общечеловеческой культуре, проливающих свет на личность самого автора, его философские взгляды, мысли и предпочтения. Всё бы ничего, коль скоро это раскрывает перед нами рассказчика и идёт на пользу основному повествованию, разбавляя и обогащая центральную линию.

Делать добро приятно.

Однако в определённый момент философских и культурологических отступлений становится слишком много, а основной акцент смещается с изучения жизни приматов в сторону рассуждений о природе религии и атеизма, а затем отходит ещё дальше от темы, перенося читателя в художественную галерею, где мы будем рассматривать и анализировать одну за другой работы знаменитого Босха.

И дело тут даже не в том, что какая-то из частей этой хаотично разрозненной книги по сугубо индивидаульным предпочтениям претит читателю, скорее напротив, философские умозаключения представляют определённый интерес для питающего слабость к праздным философским беседам слушателю, да и к таланту нидерландского мастера Возрождения читатель вовсе не испытывает предвзятости. Тем не менее, ни одной из этих тем, кажется, в этой книге не место, в особенности в том колоссальном объёме, в котором обе не связанные с основным течением ветви повествования здесь представлены.

Усугубляет ситуацию тот факт, что каждая из побочных веток, то и дело вклиниваясь в повествование и перетягивая на себя большую часть внимания зрителя, после второго или третьего упоминания начинает повторять уже высказанные ранее мысли по кругу, используя при этом новые слова и выражения, приводя новые аргументы и доводы, но уже не добавляя ничего нового к сути сказанного.

За дисциплинированным поведением часто стоит строгая социальная иерархия.