Больше рецензий

31 марта 2024 г. 15:56

139

4 Романтизм, стихи и идеологически заряженная экскурсия

Чем дальше от нас какая-то эпоха, тем меньше мы её понимаем. Байрон от нас как будто бы недалеко (ну, если сравнивать с мифами Древней Греции), но законы романтизма и привычки английских дворян XVIII-XIX века уже требуют знания контекста.

В целом важный кусок контекста здесь в том, что в ту эпоху среди молодых аристократов считалось весьма приличным и душевно полезным совершить путешествие хотя бы по Европе, чтобы набраться ума-разума, духовно и культурно обогатиться и найти себя. А по возвращении уже можно заниматься важными взрослыми делами, потому что ты теперь умный и многое повидал. Ну, ещё можно было отправиться в далёкое путешествие в любой непонятной ситуации.
И перед нами как раз такое путешествие, но героя в нём толком нет, потому что оно как бы путешествие для нас. Герой как-то культурно обогащается, но и читатель тоже давай сам обогащайся.

Да, это классика, да, это поэма, но я несколько раз начинала и бросала. Всё дело в контексте и понимании реалий.

Во-первых, поэзия. Мне, например, читать поэзию сложнее, чем прозу - ритм, размер, стиль часто требуют большего внимания, чем даже длинный роман.

Во-вторых, романтизм. Иносказания, отсылки, бесконечное томление духа и далёкие берега. Текст изрядно полон сносками переводчика и редактора по типу "а здесь автор говорит о событиях хххх года, в которых происходило вот это", или "автор под этим прозвищем имеет в виду деятеля YYY, который был известен тем, что делал всякое". И это ни в коем случае не аналитика "что хотел сказать автор", а необходимые пояснения - какие исторические события вспоминает наш начитанный герой (и автор вместе с ним). Без этих сносок не настолько эрудированному читателю непонятно, о чём в тексте речь. Но, увы, в сочетании с п.1 они ужасно мешают - ты переключаешься с чтения поэзии на необходимые пояснения, внимание сбивается, ты теперь более эрудирован, но по тексту далеко не прошёл.

В-третьих, томление духа и бесконечная экспозиция. Я немного почувствовала себя на не очень хорошей (потому что не нейтральной) экскурсии. "Посмотрите направо, здесь тыщу мильонов лет была великая битва, в которой одна сторона, кстати, очень большие молодцы, а вторая - гады и вероломные скоты, мы их не одобряем". Перемежается картинками из современной автору жизни типа корриды или крестьян на полях.
Здесь нет сюжета и "экшна", но здесь есть история, описания и поэзия.

Я не жалею, что наконец-то дочитала, и в качестве полезной образованному человеку классики эта книга отлично годится. Но пока, пожалуй, с классической поэзией завяжу

ДП-2024, команда "Коменда"