Больше рецензий

metaloleg

Эксперт

Якобы Эксперт Лайвлиба

30 марта 2024 г. 18:32

7K

4.5 Битва за уголь

картинка metaloleg
Советский регулировщик за работой возле разбитой редкой инженерной машины вермахта Pioneer-Kampfwagen II (на базе танка Pz.Kpfw. II), подбитой на Донбассе. Фотография Самария Гурария, 1943-й год.

Уже по выходу было ясно, что это явный претендент на книгу ушедшего 2023-го года в военно-исторической литературе. Звездный авторский коллектив (в музыке такое называется "супергруппа") под управлением и общей редакцией Артема Драбкина, директором фонда Я помню при поддержке спонсоров, канала TacticMedia и РВИО. Алексей Исаев описал действия Южного фронта и противостоящей ему 6-й армии Вермахта, Александр Полищук сделал тоже самое в отношении ЮЗФ и 1-й танковой, его работа вообще привела к написанию отдельной книги по операции июля 1943-го. Как всегда великолепное великолепное картографическое сопровождение стало вкладом Василия Карасёва, чьи книги по Битве за Москву я разбирал несколько лет назад. Вставки по пропагандистской работе обеих сторон традиционно написаны Николаем Смирновым, автором проекта agitka.su. Алексей Пекарш совместно с Иваном Карякиным написали по сути треть книги только по действии авиации сторон. Появились в команде и новые имена, так боец НМ ДНР Дмитрий Вязов внес описание боев за всем известную Саур-Могилу, постоянные параллели в одних и тех же местах действия в той и этой войне постоянно трогают душу, опять мы воюем на своей земле, которую придется восстанавливать поколениями.

Тема в разрезе историографии вышла незнаменитой, закрытая тенью близлежащей Курской битвы, так и отсутствием громких побед на этой участке фронтов, и еще непосредственно участием командующего фронтом будущего наркома обороны Р.Я. Малиновского во главе ЮЗФ, что в свете не то чтобы неудачных, но не блестящих действий фронта привело к умалчиванию темы Донбасса в хрущевское и ранне-брежневское время. Главным и единственным трудом советского времени по теме стало исследование А.Г. Ершова Освобождение Донбасса вышедшее ровно полвека назад, я о нем еще напишу в ближайшее время. В постсоветское время вышел только один краеведческий труд Михаила Жирохова Битва за Донбасс. Миус-фронт. 1941-1943, который я свое время читал, и который меня не впечатлил. Так что по сочетанию новизны темы помноженной на текущие события и труд известных историков России этот коллективный труд вне конкуренции, и должен присутствовать в библиотеке любого человека, изучающего историю ВОВ. Однако же книга на 700 страниц требует заметной усидчивости, я ее читал и изучал две недели. Достойнейшее продолжение аналогичных книг коллектива, напомню, что это уже третья книга команды Артема Драбкина, первыми двумя были Подвиг 2-й Ударной армии. Любанская наступательная операция и Ржев 1942. Первый летний успех, в конце прошлого года вышел четвертый труд Москва под бомбами 1941/42, о котором мне еще предстоит написать.

Книга построена как последовательное описание Первой (17 июля - 5 августа 1943-го) и Второй (13 августа - 22 сентября) стратегических наступательных операций Красной армии вплоть до выхода к Днепру, с отдельными рассказами о значении экономики Донбасса в Союзе и восстановлением промышленного потенциала края после освобождения. Кроме того есть отдельные главы по действиям авиации сторон и рассказ о пропагандисткой войне по обе стороны фронта и ее новые измерения в 1943-м. Значение Донбасса в экономике страны было важнейшим, больше половины угля страны, причем наиболее качественного, под ТЭЦ и паровозы, больше половины кокса, треть чугуна, четверть стали и проката, увязанных с юго-западным бронетанковым кластером. Плюс паровозы, сода, нитроглицериновый порох, боеприпасы, станки. Часть предприятий и оборудования было эвакуировано в 1941-м, а сами немцы восстановить в каких-либо сравнимых масштабах добычу того же угля не смогли, и их задачей было просто не давать использовать землю Союзу.

В рамках общей стратегии южного участка фронта, Донбасс стал своеобразным флюгером направления, безусловно зависящим от развития операций на Курской дуге и под Харьковым. Как только группа армий "Юг" перешла в наступление на ВорФ, оборонительную группировку в Донбассе пересобрали в наступающую и начали свой натиск, главным значением которого стало преодоление обороны врага на Северском Донце и многострадальном Миусе, что в итоге потребовало от Манштейна вывести три танковых дивизии и прекратить "Цитадель", ради удержания Донбасса. Талант Ф.И. Толбухина и стойкость бойцов и командиров ЮФ позволили выстоять в контрударе II. SS-Panzerkorps, хотя будущий маршал пошел на сильно непопулярное для сорок третьего решение вывести войска из под немецкого контрудара и отойти обратно на восточный берег Миуса. Высвобождение немцев из района Курской Дуги позволило быстро восстановиться и собраться войскам Воронежского и Степного фронтов, куда быстрее, чем полагали немцы, и начать в свое наступление на Белгород и Харьков. Теперь Манштейну пришлось опять выводить свои подвижные части с Южного фронта под Харьков. Советские части на Донце и Миусе перевели с неделю дух, и снова начали наступать фронтами. Вот такое метание во второй половине лета туда-сюда танковыми дивизиями, превратившимися в главный козырь при обороне обескровило немецких танкистов, выбило боевой состав, потом начались потери ремонтного фонда, в итоге немцы пытаясь сохранить и Донбасс и Харьков, потеряли все и начали общий отход за Днепр. Наступательные операции превратились в операции преследования. Немецкая пехота потеряла былую мощь, основой обороны Вермахта была многочисленная артиллерия. У советских войск был шанс поймать приазовскую группировку противника в лице XXIX армейского корпуса в окружение, но заходящая кавалерийская клешня и морские десанты были слишком слабым заслоном, поэтому немцы пробились. По мнению авторов, два южных фронта стали выгодоприобретателями прежде всего успешных действий соседних северных фронтов, хотя им ставились решительные самостоятельные цели, но их выполнить не удалось, только общий совместный нажим позволил осуществить освобождение. Но это далось слишком дорогой ценой по сравнению с противником, на свыше 500 тысяч потерь обеих фронтов в июле-сентябре приходится 110 тысяч немецких потерь.


картинка metaloleg
Советские саперы возводят понтонный мост через реку Северский Донец в освобожденном Лисичанске. Сентябрь 1943-го. Фото Олега Кнорринга.

Практически книгу в книге написал авторский дуэт Алексея Пекарша и Ивана Карякина. Если описание планов сторон, боевых действий и работы пропагандистов заняло примерно 400 страниц книги, то на действия авиации отвели свыше двухсот, что я счел некоторым перебором, прежде всего за счет максимального масштабирования боевых действий, вплоть до отдельных вылетов. И если описание действия авиации сторон в Первой наступательной еще уложилось в 60 страниц, то Вторая описывается на тактическом уровне в предельно однообразном стиле, и я несколько подустал читая все это, тем более что авторы делали упор на количественные показатели и тактику, не очень окидывая оперативным взором весь театр военных действий, прежде всего за советскую сторону. Да и из стилистики общей книги тоже выбивается, если обычно ход повествования идет на уровне полков и дивизий, а тут иногда про отдельные вылеты. Немцы превоcходили советских оппонентов в истребительной авиации за счет итоговой эволюции Bf-109 модификации G ("Густав"), во время Второй наступательной на фронт пришли части на "Авиакобрах", но еще не освоенные хорошо своими пилотами, так что немцы сохраняли преимущество в истребительной авиации все время сражений. Именно тут воевала JG 52, самая результативная истребительная эскадра люфтваффе с набором экспертов и асов типа Хартманна и Крупински, что неимоверно усложняло задачу советских пилотов. Кроме того немцы организационно превосходили советскую сторону в умении массировать силы или присылать подмогу, раз за разом по тексту сталкивался с ситуацией когда при общем численном перевесе советской авиации немцев неизменно оказывались больше в небе, против пары или четверки советских соколов выступал с десяток немецких истребителей. Но в то же время советская штурмовая авиации при тяжелых потерях стала на Донбассе зачастую решающей силой в наземных сражениях, как при наступлении, так и обороне. Заявки на победы обеими сторонами достигали таких фантастических значений, что если сложить все претензии на победы советских штурмовиков, то они точно сожгли в одиночку пару немецких танковых дивизий до последнего танка. В один налет 15 августа на аэродром под Краматорском штурмовики заявили о трех десятках уничтоженных и поврежденных самолетов противника, немцы заявляют что потеряли только два повреждёнными, и это было не там и не в то время и вообще только у румын - на Донбассе воевала на немецкой технике одна эскадрилья Aeronautica Regală Română. Если брать общие результаты компании то на примерно 650-670 потерянных советских самолетов практически на 80% состоящих из штурмовиков Ил-2 и истребителей немцы заявили 165-170 безвозвратных утрат техники, что повторяет соотношение человеческих потерь на земле. Несколько печальные цифры, я полагал, что к 1943-му соотношение в небе потерь выправится.

Еще отдельными частями служат статьи Николая Смирнова по пропаганде сторон. В 1943-м РОА Власова существовала скорее на бумаге, но тем не менее она была вполне себе осязаемым явлением в немецких листовках. Еще немецкие "ИПСО" целились в советских солдат среднеазиатского и кавказского происхождения, надеясь побудить их к дезертирству, в свою очередь советские политорганы сосредотачивали свою работу на этом проблемном контингенте. Массовый приток в Вермахт поляков, чехов, эльзасцев и прочих, у кого немецкие рекрутеры выявили знание пары слов и записали в фольксдойче, не мог быть не замечен советскими ответственными за пропаганду, посему по обеим линиям фронта сложилась интересная ситуация, когда стороны старались распропагандировать меньшинства в чужих рядах. Боевой дух немецкой армии был надломлен, но так и не оказался сломлен до конца войны, что выразилось в практически сравнявшимся количестве перебежчиков с обеих сторон в 1943-м.

В целом и правда вышла книга 2023 года с небольшими оговорками, что все же авиации можно было уделить меньше места, и немного больше другим вещам, например логистике южных фронтов. Особо отмечу великолепную работу Василия Карасёва по отрисовке карт сражений, полсотни крупномасштабных карт с практически подневными картинами боевых действий. Следующей книгой авторского коллектива будет труд по Ржеву-42/43, то есть по "Марсу" и отступлением немцев в рамках "Буйвола", он выйдет в конце весны, я обязательно буду читать его по выходу. А пока мои искренние рекомендации.