Больше рецензий

29 марта 2024 г. 22:50

36

1

Видим книжку. Не дочитывая до конца в аннотации слово "нейро...", открываем книгу, ищем глазами рисунки с мозгом... И разочаровываемся. Эта книга посвящена не устройству мозга, а "науке о равенстве".

Значительная часть текста не имеет никакого отношения к теме и содержит пересказ историй маленьких девочек, которые испытывали проблемы с математикой в начальных классах школы. Почти все истории одинаковые: девочки боятся математики, пытаются с ней разобраться, становятся учителями математики в младших классах и... всё повторяется, очевидно.

Нейробиология в этой книге — сектантское слово: "я поговорила с ней о нейробиологии, и она стала делать всё правильно", "благодаря нейропсихологии чудеса для меня — норма", "ей не хватало щепотки нейропсихологии". Подавляющая часть книги — попытка продать читателю эту самую книгу. Но зачем её продавать, если она уже продана?

Сектантский характер "нейробиологии" авторского извода раскрывается и в забавной мифологии: по мнению автора, нейробиологию в мире подвергают гонениям, что сочетается с гонениями на самого автора со стороны консервативных преподавателей и ученых.

Есть в книге и мотивы раннего инфоцыганства: культивация "позитивного мышления", цитаты из Альберта, понимаете ли, нашего Эйнштейна, которые ему не принадлежат, естественно. Есть и пространные письма восторженных читателей: учеников и учителей математики, которые почему-то считают, что умножение на два - это возведение в квадрат.

Здесь нет никакого анализа даже тех немногих статей, на которые ссылается автор. А материала для анализа много. Например, графики из первой главы. Автор жалуется: "в нашем обществе властвуют стереотипы, согласно которым STEM-дисциплины не для женщин и не для цветных". В подтверждение она приводит графическое представление результатов некого исследования корреляции "элитизма" наук и гендерного соотношения людей, получивших научную степень в США. Наше внимание намеренно сосредотачивают на той области графика, которая соответствует наукам с высокой степенью "элитизма" и малым процентом женщин, защитивших диссертации по этим наукам. Но если обратить внимание на область с малым "элитизмом", то нужно ожидать, что мужчин и женщин со степенью будет равное количество. Однако существуют науки с высокой долей женщин-докторов. Можно было бы порассуждать об интереснейшем и сложном строении науки, где требуются самые разные люди с самыми разными мозгами (сформированными личной, социальной или биологической историей), но в духе "науки о равенстве" мы закроем глаза на эти данные. Не увидим намеков на такую нужду и в истории о женщине, которая совершенно по-особому понимала и преподавала математику. Пример, который вдохновляет автора, но почему-то не заставляет увидеть все то же удивительное различие в склонностях мужчин и женщин. Вместо этого автор мечтает о людях, которые превращают свой мозг в нечто среднее:

Я осуждаю любые ярлыки — одаренность ли это или ее противоположность, но отнюдь не утверждаю, что все люди рождаются одинаковыми. Каждый из нас появляется на свет с уникальным мозгом, и мозг разных людей имеет существенные отличия. Но различия, с которыми люди рождаются, можно нивелировать многочисленными практиками, способными менять структуру мозга.

И далее много в этом духе...

Интерес представляет только пятая глава, в которой есть хоть что-то о преподавании математики. Всё остальное можно сократить без смысловых потерь.