Больше рецензий

29 марта 2024 г. 15:19

80

4.5

В целом мне нравятся комедии Уайлда, в них очень много афоризмов, многие из которых смешат зрителей и сегодня. Эти ироничные фразы оттеняют самые благонравные монологи, и через них, как мне кажется, просвечивает несколько скептическое отношение драматурга к светлым идеям, которые превозносят его герои.
В основном это отменные образцы комедии положений, когда все время кто-то что-то недопонимает или оказывается не в том месте не в то время, но в конце все распутывается и все счастливы. От этих пьес веет чопорным британским благополучием. Для меня такой же вайб исходит от рассказов Вудхауса. Изысканно одетые леди и джентльмены, которые не знают невзгод и волнуются только о помолвках и балах. Даже проблемы, которые неминуемо возникают в пьесах, какие-то такие рафинированно-светские. С ними сложно соотноситься, и, думаю, если бы не уайлдовский язык, они давно были бы забыты.

"Как важно быть серьезным": Из трех светских пьес сборника она меня порадовала больше всех. В ней меньше всего нравоучительных монологов и больше интересных реплик. Главные герои - светские бездельники (опять же, через несколько десятилетий похожие появились у Вудхауса), которые окончательно запутались в своем вранье. Кто мне нравится, так это девушки в исполнении Уайлда - они у него бойкие, остры на язык, честно высказывают свои мысли. В этой пьесе они тоже присутствуют, и это меня очень порадовало. В общем, постепенно клубок распутывается, женихи обретают невест, и все заканчивается хорошо. Прекрасных цитат в этой пьесе море.

спойлер

Вы курите?

Джек. Должен признаться, курю.

Леди Брэкнелл. Рада слышать. Мужчине нужно иметь какое-нибудь занятие. И так уже в Лондоне хватает бездельников.

Все женщины становятся похожи на своих матерей. В этом их трагедия. Но ни один мужчина не бывает похож на свою мать. А в этом его трагедия.



Обоих?.. Потерю одного из родителей еще можно рассматривать как трагедию, но потеря обоих, мистер Уординг, — это уже небрежность.



Тридцать пять — это возраст расцвета. Лондонское общество полно женщин самого знатного происхождения, которые по собственному желанию много лет кряду остаются тридцатипятилетними. Леди Дамблтон, например. Сколько мне известно, ей все еще тридцать пять с тех самых пор, как ей исполнилось сорок, а это было уже много лет назад.
свернуть

"Веер леди Уиндермир": эта пьеса понравилась мне чуть меньше, поскольку в ней было много именно вот этого морализаторства. Про хороших жен, хороших мужей и какими они должны быть. В целом замес такой: молодая жена думает, что муж ей изменяет с какой-то женщиной, из-за этого решается сбежать к другому мужчину, но эта женщина оказывается ее матерью и предотвращает ее позор, при этом оставаясь инкогнито. В итоге супруги счастливы, мать уезжает, так и не открывшись дочери. Мне показался даже немного грустным этот финал, хотя пьеса и обозначена, как комедия. Также мне не понравилось, что очень много второстепенных персонажей толкутся, о чем-то болтают, при этом вообще не нужны для сюжета. В других пьесах такой массовки нет.

Люди сейчас смотрят на жизнь как на азартную игру. А жизнь - не игра. Жизнь - таинство. Ее идеал - любовь. Ее очищение - жертва.



"Идеальный муж": к этой пьесе я отношусь с трепетом. Ведь постановка с таким названием была моей любимой много лет, и я видела ее где-то семнадцать раз. Но в современной интерпретации режиссера Богомолова к ней был добавлен "Портрет Дориана Грея", произведения Чехова, Пушкина, Шекспира и множество всякого. Осталась только фабула в общих чертах - женщина шантажирует влиятельного мужчину, его друг когда-то с ней встречался и сейчас пытается разрешить ситуацию. Несколько диалогов из пьесы было в спектакле, и я при встрече с ними в книге начинала трепетать. Но насколько же мне после спектакля показалась сухой и скучной эта интрига с письмами и строительством каких-то каналов. Как обычно, порадовала ирония Уайлда, большая часть хороших реплик была отдана лорду Горингу и миссис Чивли. Чета Чилтернов - опять супружеская пара, утопающая в нравоучениях о том, каким должен быть муж и какой должна быть жена. Под конец Горинг тоже выдает монолог в таком стиле. Понравилась Мейбл - это опять девушка с острым языком, прекрасна. Комедия во многом построена на положениях, и как только какая-то проблема улажена, возникает новое недопонимание или что-то такое. Но в итоге, ко всеобщей радости, все живы и счастливы.

Лорд Горинг. Очень рад, что вы зашли. Я хочу дать вам добрый совет.

Миссис Чивли. Ради бога, не надо. Никогда не надо дарить женщине то, чего она не может носить по вечерам.

Всегда надо играть честно… когда козыри у тебя на руках.



А самопожертвование следовало бы запретить законом. Оно развращает тех, кому приносят жертву.



"Саломея": эта пьеса отличается от трех других. Прочь чопорных англичан и их гостиные! Мы оказывается в Древней Иудее, при дворе царя Ирода. Краткая эта пьеса рассказывает о царевне Саломее, чья красота затмевает всех, о влюбленном в нее стражнике, о пророке Иоканаане, который вещает о развращенности власти и о грядущем Мессии. Пьеса короткая и сюжет развивается быстро. Здесь много безответной любви и красивых слов о ней. И много смерти. Мне кажется, именно в этой пьесе раскрывается истинный Уайлд-эстет. Именно здесь он говорит о том, что ему важно, а не о благодетельных супругах, которые то и дело бросают друг друга. Это скорее не пьеса, а поэтический эксперимент. Даже то, что она из интереса была написана на французском, говорит об этом. И здесь большой простор для интерпретаций, только такой же эстет, как автор, мне кажется, сможет ее правильно подать в театре.