Больше рецензий

27 марта 2024 г. 00:06

131

4 Преображение человека и мира

Рассказ по содержанию похож на легенду, а в стилистическом отношении представляет собой сказ. Если при чтении более поздних произведений Андрея Платонова у меня часто возникал смех восторга перед тем, как рассуждают персонажи Платонова, да весьма самобытна, можно сказать, необычайна и авторская речь, что тоже вызывает восхищение, при этом в повествованиях юмора нет, а печаль присутствует, то при чтении этого рассказа нередко было просто смешно, кажется, автор сознательно иногда применяет юмор. Даже в примечаниях это заметно:
«Есть такое всенощное бдение, когда читается 12-ть евангелиев, а старые бабушки в кацавеечках стоят».
«Микроб — такая невидимая вошь, которая разрушает постепенно тело человека и доводит его до смерти».

Если в более зрелых произведениях стилевые особенности писателя выглядят естественными, то в этом рассказе некоторые словесные конструкции вначале кажутся искусственными, нарочитыми, хотя и занимательными.
В начале рассказа повествуется о рождении героя Ивана Копчикова. И рождение его, и начало жизни прямо-таки былинные. В полгода Иван вырос с аршин и начал ходить. Аршин – это чуть больше 71 сантиметра.

Любопытны затем думы Копчикова. Он много размышляет над словами, их значением. Улыбку вызывает фраза: «Мозг скрежетал мыслями и высекал искры единственной правды». Размышления героя не только забавны, но и преисполнены поэзии: «Слово, как душа, стукнувшаяся об стену и зазвеневшая».

Оригинально описывается любовь:
«Завелась у Ивана в теле от Наташи как бы гнида или блоха, выпрыгнула прочь и заразила всех мужиков и баб».
Иван Копчиков вырастает и стремится жизнь людей сделать лучше. Он не просто мечтает, а строит коммунистическое общество. Встречает группу преступников и увлекает их в строительство нового справедливого мира. Они построили для своей коммуны общий дом, который окружает собой сад и с внешней стороны сам окружён садом.
Вспоминаются сведения об энтузиазме первых пятилеток и строки из знаменитого стихотворения Маяковского: «Через четыре года здесь будет город-сад!»

Главный герой готов осчастливить не только людей, но и животных, которые как бы в некотором роде очеловечиваются. Тут так и просятся строки из поэмы Велимира Хлебникова «Ладомир»:
Я вижу конские свободы
И равноправие коров,
Былиной снов сольются годы,
С глаз человека спал засов.

Ивану Копчикову не сидится на месте, душа его требует большого масштаба свершений, поэтому он покидает коммуну и отправляется с подругой в путь. В рассказе явно проглядывает увлечение молодым автором идеями Николая Фёдорова. Его идеями о воскрешении мёртвых и бессмертной жизни людей. Учение Н. Фёдорова о долге человечества перед отцами ставит сверхграндиозные цели: научное воскрешение всех прежде живших поколений и расселение воскресившихся людей по другим планетам Вселенной.

Главный герой отправляется в космос вместе с изобретателем космического аппарата. Причём без сожаления расстаётся со своей спутницей. Высказывает потом представления, схожие с христианскими толкованиями о грехе, о ценности полового воздержания.

В рассказе Платонов показывает нам два рая. Один – земной, созданный в коммуне. И другой – на иной планете, как будто христианский. Однако второй рай явно проигрывает первому. Иван Копчиков видит там бывших землян, которые предстают перед ним как «хилая ползучая мочь». Сам он их называет «живые скудости», а жизнь их скучная, вялая.

Учение Николая Фёдорова повлияло на его знаменитых современников. Например, у В. Маяковского о воскрешении человека говорится в комедии «Клоп». А В. Брюсов об этом писал всерьёз, в стихотворении «Как листья в осень…» он пишет о бессмертии, бросает вызов смерти: «Мы – судия, мы – казнь твоя!» И провозглашает:
Не листья в осень, праздный прах, который
Лишь перегной для свежих всходов,— нет!
Царям над жизнью, нам, селить просторы
Иных миров, иных планет!

Андрей Платонов по-своему воплотил в своём творчестве идеи Николая Фёдорова, это проявилось и в раннем его рассказе, и в последующих зрелых повестях и романе.