Больше рецензий

OlgaZadvornova

Эксперт

Заметки о прочитанном

23 марта 2024 г. 15:09

8K

5 Страх и ненависть на берегах Нила

Известно, что Агата Кристи много путешествовала, в том числе и с мужем-археологом Максом Маллоуэном, сопровождая его на раскопках древних восточных цивилизаций. И, наверное, разнообразные впечатления неизбежно накладывали на воображение писательницы свой отпечаток и рождали необычные идеи для её романов.

Как жили люди в древности, как был построен быт, семейные отношения, каков был порядок в доме, какие чувства, страсти владели людьми, какие драмы могли происходить. Что древние думали о жизни и смерти, как они понимали взаимосвязь проявленного в этом мире и скрытого в мире ином, как на их повседневную жизнь влияли верования в богов и духов, вмешивался ли мир умерших в жизнь живых. И в чём они были похожи на нас, а в чём их мышление было в корне отлично от современного. Невозможно не задуматься обо всём этом, глядя на раскопки древних развалин и на найденные артефакты, путешествуя по древним землям.

Наверное, в быту, в делах, в отношениях отцов-детей, братьев-сестёр, женщин-хозяек на женской половине в древности вполне могли разворачиваться драмы, схожие с теми, что происходили и в другие времена, и в других местах.

Семейная драма со смертельным исходом, и не одним (!), так как часто одна смерть влечёт за собой другую, разворачивается в детективе, который Кристи написала в антураже Древнего Египта. В предисловии говорится, что действие происходит в Верхнем Египте, около города Фивы, примерно за 2000 лет до н. э.

Я бы не назвала этот детектив историческим детективом, так как настоящих исторических деталей там маловато, всё довольно условно. Время и место выбрано достаточно произвольно. На глубокую историчность и сама автор не претендует, и в предисловии говорится, что подобная история могла произойти и в другом месте и в другое время.

Зато этот роман просто первоклассный именно, как детектив. Тут всё так, как мы любим у Королевы детектива.

Большое семейство, разновозрастное, из нескольких поколений, в большом доме, вернее, большом поместье. Глава семьи Имхотеп – жрец, священнослужитель при гробнице, которую он охраняет и при ней поддерживает необходимые ритуалы, что обеспечивает ему приличный доход. Имхотеп руководит и распоряжается своими немалыми землями и хозяйством и требует беспрекословного подчинения от всех домочадцев.

Взаимоотношения в такой большой семье имеют не только видимую поверхностную сторону, но и скрытые, подспудно зреющие конфликты. Отец-деспот с взрослыми семейными детьми, из которых каждый по своему пытается утвердить своё «Я», борьба за власть в семье, за управление хозяйством и имуществом, за право настаивать на своём решении по любому поводу, женское тщеславие, и женское же «пиление» мужа – всё это вечные проблемы. Каждый будет стараться ухватить для себя побольше преимуществ, влияния и лучшего обеспечения.

Скрытное в этой семье прорвалось наружу и начало взрываться, когда Имхотеп из очередной своей деловой поездки с северного Египта привёз молодую и красивую наложницу Нофрет, к тому же ещё высокомерную и нагловатую, самоуверенную в своей неотразимости. А потом последовали смерти, одна за другой. Пожалуй, в этом романе столько смертей, что в их количестве он уступает только «Десяти негритятам». К концу книги уже мало кого осталось в живых, и кажется, что и подозревать уже некого. Однако преступник всё равно оказался неожиданным, и конечно, реальным, без всяких египетских потусторонних мистических сил.
Одним словом, повторюсь, как «классический английский детектив», это превосходная вещь.

Ещё непременно нужно отметить атмосферу – то мрачную, то меланхоличную, с постоянно нагнетаемым саспенсом.

Комментарии


Один из двух наилюбимейших романов Кристи. Спасибо за чудесный отзыв, Оль! Действительно, сама история могла произойти где угодно и особой историчности нет, но всё равно - какая атмосфера! Лично меня погрузило в Египет однозначно. И он тут совсем не яркий летний, а весьма мрачный. Как будто всё время что-то набегает на солнце.
Ой, и всё хотела сказать, что перечитала "После похорон"! Да уж, режиссёры довольно смело кое в чём отошли от оригинала :) Даже такая каноническая постановка, оказывается, в мелочах идёт на поводу у современности. Редиски :)


О. тут мы с тобой совпадаем на 100%))) Мне тоже этот детектив очень нравится) И зря они После похорон переиначили, там и так всё в порядке, ничего улучшать не требуется) вот я потому и перестала смотреть экранизации, не люблю переиначиваний)))

Ты совсем не смотришь? Интересно же :) Мне, например, нравится сравнивать. Тут можно двигаться сразу по двум направлениям: 1. книга и фильм; 2. фильм и то, что у тебя в голове после книги :)) Вот про Египет с удовольствием бы посмотрела, но роман вне серий и в поле зрения ВВС не попал. А жаль!


В последнее время - совсем. Несколько лет назад смотрела всю подряд серию с Пуаро - Суше и с мисс Марпл - Джоан Хиксон и другие варианты смотреть не хочется. А про Египет - да, можно было бы снять интересный фильм, но боюсь, сейчас уже не снимут прилично. Или мисс Марпл туда отправят как попаданца)))))


Это классика, смотреть и пересматривать приятно всегда :)
О, так и вижу этот блокбастер, где мисс Марпл с вязанием попадает в Древний Египет :))) Но она, кстати, легко бы приспособилась :)


Ага, сидит под пальмовым листом и вяжет)) Главное, чтобы бинокль с собой захватила))) Наблюдает, кто куда пошёл, кто откуда вышел)) Я насчитала в романе 7 трупов) С мисс Марпл, возможно, было бы меньше))


Как ты интересно заметила! Да, романчик весьма жестокий при всей его египетской красочности. А с Марпл, кстати, тоже всегда много трупов, если сравнивать с Пуаро. Не по семь, конечно, но три тела почти всегда имеется. Видимо, нервная система Пуаро более тонкая, на его долю выпадают менее кровожадные преступники :)) Хотя часто более изощрённые.