Больше рецензий

Mary-June

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 марта 2024 г. 12:13

139

4

Хотя роман носит имя «Асканио» - романтически настроенного подмастерья Бенвенуто Челлини, ярче всего в истории проявили себя именно известный итальянский скульптор и ювелир и фаворитка французского короля Франциска Анна де Писслэ, герцогиня Д'Этамп. Первое неудивительно – все-таки одним из источников романа послужили именно записки Бенвенуто Челлини. Второе также для Дюма ожидаемо – почти в каждом романе у него есть яркая героиня, а чаще антагонистка.

В романе одна из главных тем – взаимоотношения человека искусства и представителей власти. Челлини – настоящий свободный художник, гордый, независимый, с авантюрным складом характера. Иногда кажется, что он перегибает палку, слишком высоко себя ценит, слишком самоуверен. Но Дюма дает нам по контрасту портрет придворного поэта Клемана Маро, который на страницах романа выглядит озадаченным и растерянным, оправдывающимся, если приступ вдохновения, породивший мадригал, вызвала не его знатная покровительница, а ее соперница в дворцовых интригах. Конечно, в таком сопоставлении Бенвенуто Челлини выглядит еще более симпатично.

Также сопоставлены в истории, с одной стороны, группа обитателей Большого Нельского замка – сам скульптор, его подмастерья, натурщица Катарина и служанка Руперта, школяр Жак Обри, Перрина - дуэнья возлюбленной Асканио, а с другой – дворяне при дворе короля Франциска. И там и там есть своего рода собрания, но при дворе Челлини это дружеские посиделки, где можно поделиться своими страхами и рассказать жуткие легенды или посмеяться в кругу друзей, а во французском высшем свете каждую минуту надо быть настороже, чтобы не попасть в ловушку или не потерять в глазах знати честь и достоинство. Разумеется, и в кругу свободных художников не все гладко – и завистливый подмастерье Паголо может обмануть доверие учителя, и легкомысленный школяр Жак – разболтать важную тайну самому неподходящему собеседнику. Да и дворяне бывают благородными не только на словах – и не очень приятный коннетабль Монморанси, например, готов напомнить королю о его обещании награды для ваятеля, хотя сам искусство не понимает и не одобряет.

Есть в романе и романтическая история, и целых четыре свадьбы ближе к концу (романтические из них далеко не все). Есть и политические интриги. Но завершается все отъездом устроившего счастье возлюбленный гения во Флоренцию и суждением рассказчика о том, что созданная там знаменитая статуя Персея – «это лучшее из произведений художника, ибо он трудился над ним в минуты величайших душевных мук».