Больше рецензий

19 марта 2024 г. 20:37

123

4 Спойлер Атмосфера была прекрасная, персонажи были ужасными…

Одна из тех книг, что актуальна в любое время. Актуальна в выбивании самых отрицательных эмоций касательно персонажей. Причём у каждого читателя найдётся свой «любимчик» с огромным знаком минус. Так что, думаю, никого не удивит, что и у меня такой нашёлся. Кто-то терпеть не может брюзжащего Джозефа с его показушной набожностью, кто-то омерзительно трусливого и слабого Линтона-младшего, кто-то взрывается от негодования из-за центральной парочки, Хитклифа и Кэтрин, о которой мне ещё будет что сказать. Я же готова была прибить буквально на каждой странице Кэти Линтон (младшую). Если умножить избалованность Изабеллы Линтон на своенравие Кэтрин Эрншо, получится вот эта маленькая дрянь. Причём избалованность стоит на первом месте, спасибо большое за это Эдгару Линтону. Ни в чём отказа не знала девочка, а если и отказывали, то всерьёз мелкая идиотка такие вялые воспитательные меры не воспринимала, всё равно не накажут. Поэтому, когда Хитклиф наконец-то её отметелил, правда, совсем не в воспитательных целях, а потому что люто ненавидел всё семейство Линтонов (будто бы), я во всяком случае не злилась. Потому что он ей сказал прямым текстом об этом, предупредил; но как же, кто же посмеет тронуть на полном серьёзе эту юную прекрасную барышню? Так что Гэртону очень и очень не повезло, из этих двоих он был меньшим зверем, как бы там его не воспитали. Впрочем, и плюсы у такого характера тоже есть. Даже в самых убогих и ужасающих жизненных обстоятельствах такие девицы ведут себя как королевы в опале. Никогда не теряют чувства своего царственного достоинства. Что и можно было увидеть по сюжету.
Кэтрин-старшая, напротив, имеет совершенно другую ситуацию в детстве. Мать, конечно, тоже умирает очень рано (наверное, от шока, что любимый муженёк приволок цыганёнка и сделал его любимчиком поверх собственной семьи; как ещё всё своё имущество не успел Хитклифу отписать заранее, ума не приложу, тогда сразу, не сходя с порога, можно было бы жене гроб заказывать), ну и отец прямо говорит девочке, что её не любит, так как, цитирую, «не могу я тебя любить, ты хуже своего брата» (наверное, имел в виду Хиндли?). И тут я, если честно, увидела в поведении девочки отчаянное желание вызвать всё-таки любовь мистера Эрншо. Эти её буйства, потом неожиданная любовь к Хитклифу, хотя поначалу оба ребёнка семейства не принимали найдёныша. Многие говорят, что сама эта любовь была придуманная, и я отчасти могу согласиться. Кэтрин воспринимала всё в своей жизни как игру, театральную постановку. Но играла девочка настолько талантливо, что, в конце концов, сама начинала верить в свою игру. Когда отец умер, она перенесла свою невостребованную любовь дочери к отцу на злополучного Хитклифа. До поры, до времени ей нравилась их игра в необузданность, в дикарей. Но когда на горизонте замаячило великосветское семейство Линтонов, игра в роскошную леди ей понравилась куда больше. Но и Хитклифа Кэтрин не могла забыть, как единственное, что осталось от любви отца, хоть и не к ней, ну и, соответственно, знала она его куда дольше. Решила выйти замуж за богача, чтобы его обеспечить. Что при этом подумал бы сам Хитклиф, её совершенно не волновало. А вот теперь вернёмся к центральному водовороту зла в этом романе.
Что бы кто ни говорил о ментальном здоровье данного персонажа, я не могу согласиться. Самоконтроля и ясности ума Хитклифу более чем хватало. Он умел видеть выгоду и просчитывать ситуацию с самого детства. И прекрасно понимал, что в любимчиках ему ходить недолго, только до смерти старшего Эрншо, соответственно, и любви к своему благодетелю не испытывал, просто пользовался временными привилегиями. Как только хозяином становился Хиндли, ловить ему нечего. Но он по молодости и опрометчивости влюбился в заигравшуюся Кэтрин по-настоящему. Да, тогда это было по-настоящему, и, если бы я читала роман впервые, то точно бы ждала здесь предложения убежать. Но мисс Эрншо умудрилась потоптаться по самолюбию и первой влюблённости юноши, даже не разуваясь. Не специально, конечно, но что ещё ждать от заигравшейся мисс? Это уж потом, в начале конца, она поймёт, что «любовь невозможная» и «что же она натворила». Но, тем не менее, Хитклиф убегает и превращается в локального дьявола. И тоже по-настоящему. И чтобы там этот товарищ по возвращении через три года не говорил про то, что не желает навредить Кэти-старшей… Враньё. На неё он должен был злиться больше всех. И злился. Линтоны были лишь пешками, чтобы подёргать его «лютую любовь и ненависть» за нервы. Весь спектакль был разыгран для неё и только для неё одной. Начиная запудриванием мозгов Изабелле, чтобы вызвать ревность, и кончая показательным выступлением (открытой ссорой с Эдгаром), чтобы явить Кэти истинное лицо её мужа. Вопрос «На какое же ничтожество ты меня променяла?!», наверное, в этот момент был написан капс-локом на физиономии Хитклифа. Разумеется, он не ожидал, что его представление возымеет такой фееричный (я бы сказала, летальный) эффект. Но и тут он не успокаивается, проклинает свою «неземную любофф» на вечное скитание в виде призрака, пока он сам не умрёт. Не по-христиански как-то, да? Но в рамках своего персонажа, почему бы и нет. Одержим ли он своим кумиром? Да, конечно. Это единственная форма любви, которую он вообще знал за всю свою жизнь. Но не псих. С этим не соглашусь. У Хитклифа всё шло по заранее составленному плану. Просто случились, как это обычно бывает, погрешности. Ужасающие и внезапные погрешности. Человеческий фактор, так сказать. Но самой первой ошибкой приёмыша было строить иллюзии насчёт чувств юной Кэтрин. Вот она, конечно, с приветом изначально. На что она надеялась, на романтическую историю с любовным треугольником? Линтон – муж, Хитклиф – содержанка и любовник? Маразм чистой воды! Но девочке и не откуда было взять понятия об эмоциональном интеллекте, с чувствами и самолюбием других она предпочитала не считаться. Точнее, не считала нужным считаться. Так уж воспитали. Вообще, Кэтрин и её дочь получились как две полярные крайности: что вырастает, когда не уделяешь должного внимания, и что вырастает, когда чересчур много потакаешь прихотям маленькой девочки.
Кстати, ещё забыла упомянуть Эллен Дин. Её считают самым адекватным персонажем, во многом благодаря основной роли рассказчицы. Но и у неё, по-моему, можно найти маленький изъян, тоже возникший из детства. В некоторых случаях в голове у доброй женщины создавалась иллюзия, что она может хоть как-то повлиять на поведение Хитклифа и двух Кэтрин, и даже Эдгара Линтона, порой она даже вмешивалась в такие ситуации, где по идее, как у служанки, полномочий у Эллен не было. Но, так как они росли вместе, кого-то она даже нянчила, бывали у неё такие затмения. Мне же даже и в голову не приходило, что этих персонажей можно остановить и что они могли поступить как-то по-другому. По-доброму. Ни в коем случае. Просто парализованная ужасом наблюдала, как всех персонажей потихоньку затягивает трясина их одержимостей, где центром тяжести (центральным и абсолютно осознанным злом) был Хитклиф.