Больше рецензий

17 марта 2024 г. 20:53

88

5

От знакомства с Фланнери О’Коннор запомнилась ее идея состоящая в том, что насилие в своих произведениях она использует, чтобы вернуть героев у реальности, подчеркивая, что это чуть ли не единственный способ вернуть их к реальности. И это отложилось у меня как у читателя. В романе «Мудрая кровь» эта идея была хорошо продемонстрирована. Поэтому я и купил сборник рассказ Фланнери О’Коннор с довольно броским заглавием «Хорошего человека найти нелегко». Но этот сборник я так и не прочитал. И он пылился на полке больше 10 лет. И вот я наткнулся на статью на каком-то английском сайте по поводу рассказа, который по мнению автора статьи содержал комические элементы. Это меня заинтересовало, и я поскольку не запомнил конкретное название сборника, который пылился на полке, полез и с удивлением обнаружил, что сборник содержит этот пресловутый рассказ «Хорошего человека найти нелегко». Это было повторное открытие Фланнери О’Коннор, но уже более искушенным читателем. Первый рассказ показался мне превосходным и на английском и на русском. Вообще чисто писательские добродетели Фланнери О’Коннор показались безукоризненными. Композиция, стиль, задумка, исполнение, язык и герои все служит для демонстрации, того как человек действует в условиях столкновения с реальностью другого. Этот другой обнажает что-то в нас. Что-то скрытое под вуалью обыденности. Дремлющее, неосознаваемое, но чрезвычайно важное. Фланнери О’Коннор это важное показывает, часто разоблачая пустоту обыденности, ее ходульность, косность, жестокость. Но вместе с этим Фланнери О’Коннор показывает и то что в человеке есть дух, который может быть сломлен, но который все равно есть и именно то , что дух можно сломить и доказывает что он есть. Герои Фланнери О’Коннор как обыденный Прометей, который дает свет людям – читателям и кстати самим себе, духовный свет. Рассказы где-то печальные, где-то трагичные все равно оставляют дверь открытой. Вообще в рассказах сквозит гуманизмом невзирая на то, что события в них описываются зачастую малопривлекательные. Если выделить лучшие рассказы, то можно сказать, что все рассказы в ходящие в сборник и откровенно выбивающихся из единого смыслового и стилистического потока нет. Но лично на мой читательский вкус я отметил «Хорошего человека найти нелегко», «Счастье», «Гипсовый негр», «Соль земли», «Перемещенное лицо», а это добрая половина сборника. Поэтому можно сказать, что сборник относится к лучшим образцам собрания малой прозы и подойдет практически любому вдумчивому читателю.