Больше рецензий

14 марта 2024 г. 11:49

141

3 Не хотите ли нырнуть в темную кроличью нору?

Я, конечно, возмущена литературной выходкой Сомозы, но не так чтобы сильно.

С одной стороны, удушающая герметичность, нескончаемые разговоры и бесчисленные напоминания о «непристойности» - кого угодно доведут до белого каления. А с другой - занимательная игра с читателем. Вы становитесь театральным зрителем, а автор, в свою очередь, выводит на образную сценическую площадку людей, казалось бы, далеких от театра (мистер Х, его медсестра, писатель Льюис Кэрролл, психиатры и т.д), однако в некоторых из них действительно проснутся актеры.

У Сомозы есть определенная стратегия игры с читателем - это неразличение реальных и нереальных событий. Завязка, в целом, уже представляется невероятной, противоречащей здравому смыслу: Льюис Кэрролл видит причудливые и зловещие сновидения, которые не только вертятся вокруг персонажей его книги, но и…сбываются самым ужасным образом. Писатель обращается за помощью к Мистеру Х, одержимому загадками и их распутыванием.

Абсурдность происходящего зашкаливает. Ощущение, словно всё безумие, сосредоточенное в его «Алисе», выпустили в реальный мир.

Однако кульминация нарочито задерживается, герои не спешат проводить сеанс «ментального театра» (не развлечения ради, а с целью постановки диагноза и исцеления), подготовка затягивается, а внутри нас, зрителей, растет напряжение: «ну когда уже, когдааа?!».

Стратегия автора впечатляет, ибо я до самого финала не могла разгадать личность злодея. Словно попала в яму неопределенности и находилась в ней непростительного долго, как для искушенного читателя детективов.

Итак, игра с читателем состоялась, но неприятный осадок остался, увы. Сомоза будто запер меня в душной, маленькой комнатушке без окон и дверей. Устроил свое представление и наслаждался этим зрелищем. Чертов садист.

Читайте, если готовы к его игре.