Больше рецензий

13 марта 2024 г. 10:42

106

5

Пропп подкупает, но и немного пугает своей основательностью. В первой главе он много рассказывает о методах и предпосылках, дает определение волшебной сказке, а также цитирует то Маркса, то Ленина. В 1928 году, видимо, без марксизма и социализма было совсем никак. Некоторые заявления особенно впечатляют.

например
Выше было указано, что предпосылки, из которых исходят авторы, часто являются продуктом эпохи, в которую жил исследователь.
Мы живем в эпоху социализма. Наша эпоха также выработала свои предпосылки, на основании которых надо изучать явления духовной культуры. Но в отличие от предпосылок других эпох, приводящих гуманитарные науки в тупик, наша эпоха создала предпосылки, выводящие гуманитарные науки на единственно правильный путь.
свернуть

К счастью, со второй главы начинается разбор волшебных сказок, и Маркс снова появляется лишь в заключении.

Само исследование очень интересное. Если коротко: автор выводит мотивы и элементы сказки из обрядов инициации и представлений о смерти и потустороннем мире. Удивительно при этом, как много пересечений с другими мифологиями и эпосами: египетскими, греческими, североамериканскими и т.д. Рассматривается очень много мелочей: “Чу, русским духом пахнет”, молочная река, варка царя в кипятке… Подробно расписаны Баба Яга, всякие Жар-Птицы с Царь-Девицами. Разве что Кощея маловато. Но по своей сути он мало чем отличается от Змея, рассмотренного более чем подробно.

Книга Проппа действительно помогает лучше понять сказки такого типа, как “Сивка-Бурка”, “Царевна-Лягушка” и пр. Не то чтобы в них становится больше смысла, просто теперь понятно, откуда ноги растут у того или иного явления.

Пропп закопался очень глубоко, он рассматривает сказки как исторический процесс. Все его выводы базируются на этнографическом материале. Предположений, не подкрепленных какими-нибудь обычаями тех или иных народов, на самом деле очень мало. Этот труд вызывает уважение и доверие. К тому же написан достаточно увлекательно, после первой зубодробительной главы читается очень бодро.