Больше рецензий

12 марта 2024 г. 16:22

42

5

"Он увидел луну и почувствовал себя совсем богатым".

Решила заполнить пробелы в творчестве Экзюпери. Кроме "Маленького принца" и отрывков из "Цитадели" ничего у него не читала. Решила прочитать два небольших романа - "Южный почтовый" и "Ночной полет".

"Южный почтовый" - лиричная, печальная история о полетах над пустыней, о невозможной любви, о дружбе, ностальгии, о нежных воспоминаниях детства. Я отвыкла, что ли, от такого языка, потока сознания, рваного повествования. Но все равно лиричность текста, его нежная меланхолия, его горький, чистый финал оставили светлое, хорошее ощущение.

А вот "Ночной полет" очень, очень понравился. История о том, как начались ночные почтовые перелеты, которые долгое время казались невозможными. История о людях, которые прокладывают эти ночные дороги: кто сидя в кабинете, воюя с устоявшимися мнениями и страхами, а кто-то - за штурвалом, рискуя не вернуться из каждого экспериментального полета в темноте. Автор задевает множество болезненных, местами очень ницшеанских вопросов: стоит ли этот прогресс человеческих жертв, может ли один человек посылать другого в смертельно опасное предприятие, готов ли он нести груз ответственности за свои решения? Что такое подлинная жизнь: гореть делом, не знать покоя, идти на самые крупные риски ради большой цели или обнимать любимого человека, варить ему кофе в три утра, ждать его дома, заговаривать ночное небо, чтобы вернуло его живым? И неужели нужно обязательно делать выбор?

Оба романа проникнуты любовью Экзюпери к небу, в обоих есть потрясающей красоты описания: полет над ночной пустыней, над грозовыми облаками в лунном молоке. И если "Южный почтовый" может показаться трудным, слишком модернистским, то "Ночной полет", мне кажется, затронет любое сердце.

Поделюсь цитатами оттуда.

"Ривьер думает о сокровищах, погребённых в глубинах ночи, как в сказочных морях… Ночные яблони жадно ждут зари, ждут всеми своими цветами, которым ещё не довелось раскрыться. Ночь богата, полна запахов, спящих ягнят, полна цветов, ещё лишённых красок".

"И теперь, неся в самом сердце ночи свою сторожевую вахту, он обнаружил, что в ночи раскрывается перед ним человек: его призывы, огни, тревоги. Та простая звёздочка во мраке — это дом, и в нём — одиночество. А та, что погасла, — это дом, приютивший любовь... Или тоску. Дом, который не шлёт больше сигналов всему остальному миру. Облокотясь о стол, сидят у лампы крестьяне и лелеют в душе смутные, им самим неведомые надежды; этим людям и невдомёк, что помыслы их летят так далеко во мраке сомкнувшейся над ними ночи. Но Фабьен слышит их, когда, пролетев тысячу километров, он чувствует, как волны, взнесённые из бездонных глубин, поднимают и опускают его самолёт, в котором пульсирует жизнь; он пробился — как сквозь десять войн — сквозь десять гроз, прошёл по лужайкам лунного света, что пролегли между грозами, и вот, победитель, достиг наконец этих огней. Людям кажется, что лампа освещает только их скромный стол; но свет её, пролетев восемьсот километров, уже достиг кого-то — как призыв, как крик отчаяния с пустынного, затерянного в море островка".