Больше рецензий

11 марта 2024 г. 21:38

67

5

М. Рощин "Спешите делать добро".
Главное в жизни Гааза, немца, всю жизнь прожившего в России: "Спешите делать добро!". Как повторяют эти слова заповедь князя Мышкина, героя Ф. М. Достоевского! После Михаил Рощин вынес эти слова в заглавие пьесы.
Что есть Добро? Зачем оно живёт среди нас? Кому нужно и почему? Веками мы делим всех на добрых злых. Есть единые критерии нравственности, есть субъективные оценки. Как жить без зла? Никак. Если его не будет, то как мы узнаем, что есть добро? Эту мысль мне подарил А.Лиханов в своей книге "Драматическая педагогика".
Мякишев искренно хочет из неотёсанной девочки из провинции "сделать человека". Пусть не героиню "Пигмалиона", но просто помочь ей в жизни тем, чего она лишена: накормить, обучить, дать профессию. Как сорняк, вырывает её из той социальной среды, где подобное было невозможно. Виктор добр по природе. Его жена такая же. Он поделится последним, если знает, что рядом с кем-то беда. "Если человек не может заработать на сигареты, он, по крайней мере, должен бросить курить… Две десятки осталось… Ладно, одну нам, одну вам. По-братски",- говорит брату Боре. Наверное, совесть-это и есть добро. У Мякишева она есть. Плохо близкому- помогу, позвали-приду. Что могу, то делаю.
Близкие, соседи поражаются Оле. Девочка почти "на выданье", но не знает того, что умеет ребёнок в городе. "Никогда ванной не видела", "Зоя. Все её вещи надо сразу в мусоропровод. (Ане.) А ноги! А ногти!" Знания, гигиена не соответствуют возрасту. С детства не научили Олю учиться, ухаживать за собой. Когда в семье пятеро детей, лишь "подвиг" родителей должен сотворить чудо, чтобы вырастить каждого, обучить: "...с плачем показала: мать и отчим не дают учиться, пьют, применяют насильные меры, изгнали из дому. Пять человек детей. На станцию прибыла в поисках трудоустройства. Осталась невредима. Побеседовав, отпущена с выразившим возмущение инженером Мякишевым В. А., также обещавшим помочь и посетить родителей Соленцевой О. на предмет бесчеловеческого обращения…". Каждый стремится "сделать из Оли человека". Лишь дарят ей подарки, хотят устроить в школу и т.п. Но её мнение не спрашивают. А надо бы, она не маленькая.
Не только Мякишев добр. Каждый по желанию помогает девочке: "Зоя. Только не надо – восемь. Скажи – шесть. Оля. Ей-богу, восемь! (Вспоминая.) Первый, второй… (Беспечно.) Мне и без того хорошо. Я школу-то не люблю".
Речь Оли выдаёт сельского жителя: "...вчерась… вчера ждали, и давеча, прямо изождалися. Ой, радость-то!..", "Всю маковку издолбил: приедешь на день родителя?", "Через день тута", "чумадан". При всем этом Оля добра, любит работу по дому. Пообщавшись с соседкой Симой, решает не учиться, а сразу поступить на фабрику. Девочка ещё не понимает, как много значат в жизни знания.
В отличие от Мякишева, его друг Горелов иной. "Аня. ...сегодня всё поняла!.. У тебя котёнок будет пищать под дверью – ты ему молока не плеснёшь. Горелов. Что?.. Нельзя напоить мо-лоч-ком всех, которые пищат под дверью! Запомни! Аня. Стало быть, и одного не надо? Горелов. Да! Не надо! Потому что! Один раз на-по-ишь! И второй пои! Поняла? А сможешь?" Горелов говорит понятные вещи: помог кому-то, кто-то тут же руку протянет. Но всем не сможешь помочь! Разве он не прав? На фоне Мякишева Горелов, безусловно, выглядит не злым, а точно эгоистом. Эдакий нарцисс. Он честно работает, но никому ничем не хочет быть должным. "Блажь" Мякишева ему дика. "Конечно, хорошо быть добрым, но как? Хлопот не оберёшься. Все к тебе полезут. Профессия: делальщик добра. (Смеётся.) Один попробовал – один! – его две тыщи лет забыть не могут!"-философия Горелова.
Михаил Рощин фамилиями героев подчёркивает суть их натур: податливый Мякишев, как хлеб с пылу с жару, и тут же у батона толстая корка, но подгорелая, прям Горелов. Мир строится так: на противоположностях. Пушкин давно "проник в массы: "Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень. Не столь различны меж собой",-вспоминается. Мякишев добр, потому что добр. В нём не таится гаденькой мысли общаться с Гореловым, чтобы на его фоне быть добряком. Он дружит с ним с давних пор. "В 17 лет стремимся спасти всё человечество, а в 35 хоть одного",- тихо в беседе изрекает Мякишев. Никогда не хвалится совершённым, просто помогает кому-то. Его позиция для Горелова неприемлема. При этом именно последний в итоге привезёт домой убежавшего Серёжу. И не для того, чтобы заслужить похвалу, а по доброте. "Ты меня всю жизнь учишь подчиняться рассудку, а я мечтаю, чтоб ты хоть раз доверился чувствам",- Володя Горелову. Так и поступил он с Олей, забрав её в город.
Рощин описывает жизнь и других героев. Сима, например, довольна своей жизнью. Уговаривает Олю к себе пойти на фабрику работать. Рассказывает, как хорошо живёт: полон дома, ванна есть, достаток, свободное время. А вот есть ли любовь? "Вешается" на шею Бориса, зная, что у него ребёнок. Не думает о безнравственности своего поведения. Построишь ли семью на несчастье другого?..
У каждого героя пьесы своя история с добром и злом жизни... О многом даёт повод подумать Рощин. Он наталкивает на размышления о воспитании как в семьях, так и в школах, об ответственности взрослых за это. Какой должна быть семья? Что такое согласие между мужем и женой? Зоя приняла Олю, которую Володя внезапно привёз. А ведь могла устроить скандал. Серёжа, их сын, стал другом девочки. Бросился на её поиски, узнав, что она уехала.
Работающая с опасными несовершеннолетними Филаретова наставляет Мякишева, его знакомых: "Вам в диковинку, а я восемь лет тут, навидалась! Да ещё в милиции, когда работала. Мы привыкли: Человек – это звучит гордо. Гордо, верно. Но какой человек? Гордо он звучит – пьянь, мразь, развратник, фарца? Без воспитания, бескультурный, без контроля, как он звучит? Да, он зверь, его вот как надо держать. Молокососы, только вылупились, а они уже из себя корчат! Писюхи, малолетки – тьфу!". В словах её есть правда. Но она говорит это о тех детях, кто росли без надзора, воспитания взрослых. "Доброе семя" не коснулось их душ с малолетства. Отсюда строгость, неприятие детей, недоверие ко взрослым Филаретовой, повидавшей много социально-опасных семей.
Пьеса Михаила Рощина пережила года запрета, пережила эпоху 20 века, живёт в 21 веке. Смотрю сегодня телепостановку театра "Современник" с замиранием. Глубина драматургии в игре Гафта, Неёловой, Дорошиной... Глубина текста Рощина....Что изменилось с тех лет? Так и продолжаем биться о воспитании, семейных ценностях. Есть добрые люди, но чаще, по-моему, слышно, что такие, как Мякишев, "белые вороны". 21 век-гонка за личным, стремление "пожить для себя" отменяет добро в его первозданном виде... Рощин заставляет задуматься: а что дальше? Неслучайно Оля говорит, что её фамилия Солнцева, но после оказывается Соленцёва. Внутреннее стремление девочки к счастью, свету оборачивается слезами, уходом её из дома Мякишева... "Она доброе дело сделала",- говорит Зря, узнав об отъезде Оли. Жизнь Мякишева, его родных, знакомых, друзей переменилась с приездом девочки. Возникшие недопонимания, молчащие проблемы- всё вмиг вспыхнуло, стало важным и нужным к пониманию, разбору и преодолению.
Как много всего может произойти при совершении доброго поступка....Буквально сегодня посмотрела советский фильм 1979 года "Чужая компания". В нем о том же: что есть добро, что зло. И так же на тему добра и выбора кинолента США "Ничего, кроме правды"…Советую.
Спасибо, что читаете.
#мысли #пишу #мюсли #литература #слово