Больше рецензий
9 марта 2024 г. 01:46
380
4 Крылья, ноги и хвосты
РецензияДаже и не упомню, встречалась ли мне раньше книга, при чтении которой я испытывала настолько сильную личную-неприязнь-даже-кушать-не-могу. Самой смешно и немного неловко.
Так-то это очередная попытка рассказать, почему Запад властвует ( по крайней мере, пока еще ). Хенрик объясняет это тем, что в результате культурной эволюции люди Запада (далее – «ЛЗ») приобрели уникальные психологические особенности, которые и позволили им стать замыкающим звеном пищевой цепи. Про «пищевую цепь» – это уже мое, как и баттхерт представителя эволюционно менее успешной внутривидовой группы. Сам же автор предельно корректен, старательно избегает любых намеков на white supremacism и термин «эволюция» использует не в метафорическом, а в строго-научном значении: процесс изменений случайного и ненаправленного характера. Просто повезло, короче.
Разве что в названии книги прорывается некоторое самодовольство – к сожалению, в русском переводе не воспроизводимое по объективным причинам. Для определения ЛЗ автор использует эпитет WEIRD – оно, конечно, «странные», скорее даже «стремные», вот только автор здесь не только кокэтничает, но и использует его как аббревиатуру: W(estern), E(ducated), I(ndustrialised), R(ich), D(emocratic) – западные, образованные, промышленно развитые, богатые и демократические. Нетакусики.
Бог с ними, моими проекциями и интерпретациями, перейдем к сути.
Что же стало тем фактором, который, по мнению автора, запустил культурную эволюцию ЛЗ именно в таком направлении? Ответ прост: Западная церковь – обратите внимание, не христианство как религия, а именно Церковь как институция. Причем не протестантская, с ее «протестантской этикой» по Веберу, а самая что ни на есть католическая. Начиная примерно с 500 года она целенаправленно проводила брачно-семейную политику, направленную на разрушение кланово-родового общества, или, в терминологии автора, интенсивного родства, – через запрет близко- и даже дальнеродственных браков и многоженства, – преследуя, разумеется, не «эволюционные», а вполне себе прагматические цели: тезис «враги человеку – домашние его» ровно с теми же намерениями в наше время педалируют тоталитарные секты. И примерно через тысячу лет, то есть аккурат к началу Нового времени, в Европе нормой стала моногамная нуклеарная и неолокальная семья с более поздним, по сравнению с «традиционными обществами», вступлением в брак, меньшим количеством детей и в целом гораздо более низким уровнем внутригрупповой солидарности и внутригрупповой преданности. В результате:
Популяции, которые дальше находились под влиянием западной Церкви, как правило (А) менее жестко регулируются нормами, (Б) менее склонны к конформности, (В) менее склонны следовать традициям, (Г) более индивидуалистичны, (Д) менее недоверчивы к незнакомцам, (Е) больше руководствуются универсальной моралью, (Ж) более склонны к кооперации с незнакомцами, (З) более восприимчивы к наказанию, осуществляемому третьими лицам, (И) больше склонны к добровольной сдаче крови, (К) проявляют большую обобщенную честность (по отношению к обезличенным институтам), (Л) менее склонны к накоплению штрафов за парковку в условиях дипломатической неприкосновенности и (М) обладают более аналитическим складом ума.
что привело к созданию инклюзивных демократических институтов, которые, в свою очередь, дали ЛЗ значительные преимущества в межгрупповой конкуренции, прежде всего за счет развития коллективного мозга, по мощности превосходящего коллективные мозги любых других популяций.
Уточним:
Конечно, тут имеют значение многие экономические и географические факторы, но если в рецепте коллективного мозга Европы и есть секретный ингредиент, то это психологический набор из индивидуализма, аналитической ориентации, мышления на основе игр с положительной суммой и обобщенной просоциальности, который формировался на протяжении веков.
Нужно отдать должное автору: все свои утверждения он строит на реалиях, буквально заваливая читателя ссылками на исторические документы, результатами социологических исследований, описаниями психологических экспериментов, данными опросов, статистикой, графиками, схемами и таблицами. Будучи полным профаном в культурной антропологии и социальной психологии, я не в состоянии оценить валидность предложенных материалов и тем более сделанных на их основе выводов, поэтому… не буду повторяться, см. первое предложение отзыва.
Несмотря на провокативность (или благодаря ей?), книга читается с большим интересом. Автор остроумен, (само)ироничен, излагает свои гипотезы с легкостью, не переходящей в легковесность. Да и сама возможность посмотреть на историю человечества под необычным для себя углом дорогого стоит. Но с неменьшим интересом я бы почитала критический разбор его построений – в идеале от представителей той же научной школы и, разумеется, WEIRD.
Кстати, в лучших традициях западной научной мысли Хенрик в очень сжатой форме излагает свою теорию и даже визуализирует ее в блок-схеме «основных процессов» в самой последней главе, «Темная материя истории», и, если лениво читать 600-страничный труд целиком, но хочется получить общее впечатление, можно ограничиться ею.
![o-l.jpg](https://u.livelib.ru/video/1000277602/l/2ct4h06m/o-l.jpg)
Комментарии
Любопытная книга) по поводу католичества интересное мнение, почему автору протестантское меньше нравится?
Как раз на днях читала про сложности абортов в Ирландии, там сравнивали Северную Ирландию с Англией и там где сильнее католицизм, там меньше прав у женщин.
Правда в 2018 году отменили поправку, которая приравнивала жизнь плода и матери
С этими абортами и у протестантов беда (overturned Roe vs Wade). Не знаю, чем они им так не угодили. Не могу поверить, что современные люди могут быть такими безнадёжно верящими в того-кого-никто-никогда-не-видел, чтобы не делать себе удобно. Убивают же они, посылая войска, обычные и атомные бомбы в разные страны, вполне комфортно и без проблем – поэтому я ищу в запрете абортов рациональное зерно. Пока не нашла.
Беда, не спорю. Про войны да,нелогично, в книге которую выше цитирую это удивление тоже приводится. Там встретила такое объяснение
Потому что оно было позже)) и, по мнению автора, стало всего лишь логическим оформлением тех самых изменений в психике, которые закрепились в популяции благодаря брачно-семейной политике церкви в 500-1500 годах
Но ведь православие появилось ещё раньше католичества. Что там у него про это сказано?
Кроме того, прочитала в одной из рецензий на Амазоне, что
Нет, с чего бы. Единая христианская церковь разделилась на Западную (римскую) и Православную (византийскую) в результате раскола 1054 года.
Хенрик утверждает, что в православной церкви отношение к родственным бракам, наоборот, было менее строгим
Католическая же откололась от Византийской.
Не, они взаимно предали друг друга анафеме.
А читала
и
Кантора начинала, но не пошел. Цивилизация давно отложена — интересная, стоит подвинуть выше в списке на чтение?
У меня Цивилизация не пошла, на мой взгляд, это публицистика, а не наука. Но очень многим нравится. Мне хорошо зашла
Спасибо, посмотрю
Прекрасная рецензия! А первое упоминание фамилии автора в рецензии - это "опечатка по Фрейду" или художественный приём?
Черт (( Не, просто опечатка в ночи. Коверканье фамилий - не наш стиль!
И, кстати, я немного не понял как в одном "психологическом наборе" сочетаются с одной стороны - индивидуализм, а с другой - игры с положительной суммой и обобщённая просоциальность? Или я как-то иначе, чем автор, понимаю эту социальность?
ну а что вы хотите, ЛЗ же уникальные )
Если серьезно (и если я правильно поняла), под индивидуализмом имеется в виду не эгоизм, а "отделенность" - отсутствие с одной стороны защиты, а с другой - давления рода. Поэтому пришлось учиться сотрудничеству со всеми, вместо того чтобы конформно подстраиваться под семейные традиции. По ХеНРику, в основе процветания ЛЗ - добровольные объединения на основе формализованных норм.
И всё-таки, уж не сочтите за занудство :). То, что у ЛЗ произошло отделение/отдаление от родственно-общинных (более характерных для востока) связей, я понял. И в этом (в том числе в этом) - индивидуализм (в терминологии автора). Но в чём суть добровольных объединений, да ещё на основе формализованных норм (в этом ведь расшифровка термина обобщённая просоциальность?)? Нет ли в книге примера таких объединений? Речь идёт о гильдиях и профсоюзах? Или о том, что ЛЗ чувствуют некое единство по отношению к Не-ЛЗ? В качестве второго или хотел написать "единство идеологии (в широком смысле) и взглядов", но это вряд ли возможно: ведь общество ЛЗ декларирует всяческий плюрализм.
Я не Рабинович )), поэтому длинная цитата
Добровольные объединения - да, торговые гильдии, вольные города, университеты как ранние примеры. Потом - политические партии, профсоюзы, акционерные общества. В общем случае - "социальные структуры, основанные на общих интересах или убеждениях, а не на родстве или племенной принадлежности".
Фишка именно в том, что в отличие от традиционных обществ, где человек с рождения и по умолчанию находится в некотором коконе социальных связей, ЛЗ вынуждены строить такие связи каждый раз самостоятельно. В результате сформировался такой "уникальный набор психических особенностей".
Про взаимодействие ЛЗ с не-ЛЗ автору не особо интересно. Разве что в конце упоминает, что попытки насаждения западных ценностей в обществах, построенных на иных психологических принципах, редко оказываются успешными. Но это мы и так знаем.
Спасибо. Очень любопытно. И очень спорно. Например: "Принципы беспристрастности важнее ситуативных предпочтений". В переводе на русский это звучит так: "Справедливость выше милосердия". Точная антитеза христианству. Но автора, насколько я понял, не очень интересует христианство.
А "уникальный набор психических особенностей" сразу напомнил мне "уникальную английскую самобытность" (см. Кейт Фокс - Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения ) :))
А мне показалось, что принципы беспристрастности важнее ситуативных предпочтений – это о том, что справедливость важнее прагматичной реальной политики. Но ведь то совсем не то, чем руководствуются ЛЗ.
Не берусь интерпретировать автора - вопросы терминологии и вкладываемых в нее смыслов вообще штука сложная. Но, например, тему беспристрастности он демонстрирует на примере "дилеммы пассажира": если ваш друг ехал с превышением скорости и сбил человека, вы - единственный свидетель. Подтвердите ли вы под присягой, что он не превышал скорость? Если нет - вы человек Запада.
В странах не-Запада
Там в принципе шок-контента хватает. Уверяю вас, у меня регулярно подгорало не просто так)
Очень интересно! Прочитаю-ка я эту книгу на английском. Я не стала её читать, поскольку начало показалось скучным. Сейчас думаю, что зря.
Про беспристрастность уже написала, а что имеется в виду под упором на психические состояния?
Про
даже читать невозможно без жгучего, острейшего ощущения испанского стыда. Меня столько раз ЛЗ обманывали в переговорах, прежде чем я взяла за правило не доверять ни одному их слову, что я не могу спокойно видеть эту ложь. Да, обыватели ЛЗ доверчивы и относительно справедливы (в соответствии с их весьма оригинальным понятием о справедливости, впрочем), но ЛЗ, интеллектуально хотя бы слегка выше среднего – отъявленные злодеи, с которыми лучше не сталкиваться, не рискуя остаться без оторванных на ходу подмёток.
ЛЗ разные, как и мы все)) Для финнов, с которыми я на ежедневной основе сотрудничала и просто общалась всю сознательную жизнь, это так.
Про психические состояния - это то, что в уголовном праве называется субъективная сторона преступления (вина, мотив, цель, эмоциональное состояние в момент преступления...)
А книгу почитайте, она и правда занятная. И ооочень дискуссионная
Вот такую ещё рецензию увидела, где человек фейспалмит по поводу беспристрастности ЛЗ по отношению к не-ЛЗ, которую автор провозглашает истиной.
Почитала ещё рецензий, поняла, что этот Вася – профан, поэтому оставлю его в недочитанных всё же :)
Спасибо. У меня тоже "исторически-брачная" фактология книги вызвала больше всего вопросов. Но я ни разу не специалист в Средневековье, поэтому презюмировала исследовательскую добросовестность Хенрика. Да и список ссылочной литературы у него внушительный.
Но и эту рецензию не могу принять без вопросов. При чем тут Римская империя и ее законы? 1800 - это уже Промышленная революция, а рост Европы - как минимум с начала Великих географических открытий. При чем тут "страны"? Нации и страны (тем более в современных границах) - продукт Новейшего времени, а, по Хенрику, психологические особенности сформировались уже к 1500 году.
Особенно задело вот это:
В смысле? То, что "настоящим" считался только брак, освященный церковью, со всеми вытекающими из этого наследственными и прочими юридическими вопросами, не подлежит сомнению. И то, что церкви понадобилась тысяча лет, чтобы разрушить старые порядки, Хенрик говорит многократно.
И, при всей моей предвзятости, чего-чего, а разговоров о моральном превосходстве у Хенрика нет. Он не самоубийца в конце концов)
Короче, вопросов очень много. Ко всем
Хех, я в итоге так поняла, что он из тех, кто издаётся в «Алгоритме» :)
Да, кстати, вспомнила! Про причины преуспеяния западной цивилизации по-научному рассказывает вот этот труд
В точку попала) Так получилось, что я параллельно читала две книги: Хенрика, который все объясняет через "психологию" - и мне у него, помимо прочих претензий, страшно не хватало "экономики", и книжку по истории России через призму мир-системного анализа. Там, наоборот, исключительно money makes the world go round. Нет в мире гармонии!
Возможно, дело в том, что в психологии любой может развернуться, даже самый альтернативно одарённый… )))
Да, и фальсифицируемостью у психологических теорий большие проблемы...