Больше рецензий

8 марта 2024 г. 19:37

122

4.5

Поводом перечитать (точнее, прослушать в прекрасном исполнении Александра Клюквина) послужил поход в оперу. Кроме того, есть почти дословная экранизация повести - "Пиковая дама" (1982, реж. Игорь Масленников). Однозначно, лучше прочитать (прослушать) фильм же абсолютно лишён драмы - банальный пересказ в лицах.

Но вот другую (даже не совсем) экранизацию я бы однозначно порекомендовал перед походом на "Пиковую даму" в оперу: "Дама пик" (2016, реж. Павел Лунгин). Это уже не драма, а настоящий триллер, подобно тому, как "Чёрный лебедь / Black Swan (2010, реж. Даррен Аронофски) - это не киноверсия "Лебединого озера"! Тем не менее, некоторые сцены постановки "Пиковой дамы" в фильме "Дама пик" - отличный трейлер))

Но если говорить об опере, то также необходимо иметь в виду, что опера Чайковского с большой степени отличается от оригинала. Вместо бедной воспитанницы богатой старухи-графини у Чайковского Лиза — ее внучка, наследница. Германн, из обрусевших немцев превращается в Германа без указания корней. И так далее. Но главное - у Пушкина Германн, хотя и сходит с ума («Он сидит в Обуховской больнице в 17-м нумере»), все же не умирает, а Лиза, более того, сравнительно благополучно выходит замуж; у Чайковского же — оба героя погибают. Чайковский вообще, работая над этой оперой, расставил свои собственные акценты:

Ни над одной из своих опер, исключая «Евгения Онегина», он не работал с такой горячей увлеченностью, доходившей, по собственному признанию композитора, до «самозабвения». Чайковский был так глубоко захвачен всей атмосферой действия и образами действующих лиц «Пиковой дамы», что воспринимал их как реальных живых людей. Окончив эскизную запись оперы с лихорадочной быстротой (Вся работа была выполнена за 44 дня — с 19 января по 3 марта 1890 года. Оркестровка завершена в июне того же года.), он писал своему брату Модесту Ильичу, автору либретто: «...когда дошел до смерти Германа и заключительного хора, мне до того стало жаль Германа, что я вдруг начал сильно плакать <...> Оказывается, что Герман не был для меня только предлогом писать ту или другую музыку, а все время живым человеком...». В другом письме к тому же адресату Чайковский признается: «Я испытываю в иных местах, например, в четвертой картине, которую аранжировал сегодня, такой страх, ужас и потрясение, что не может быть, чтобы и слушатель не испытывал хоть часть этого».

Источник - https://www.belcanto.ru/dama.html