Больше рецензий

luchik_sveta

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 марта 2024 г. 13:14

116

4

Я начала читать книгу, находясь на больничном, потому что взяла её в библиотеке и срок подгонял. И это, наверно, было моей ошибкой (с полок я похватала всё, что увидела, и притом в пределах одного жанра). Но как говорится, пока не развернёшь обертку, никогда не узнаешь, какая внутри конфетка. Тем более в последнее время почувствовала в себе дефицит прочитанных детективов/триллеров, и вот, захотелось...

Произведение, заявленное как детектив, скрывает в себе гораздо большее. Для меня это мистика в первую очередь. И я люблю дозированную мистику. Но здесь она совсем другая. Автор сразу вводит в повествование кучу разных героев, и моя больная голова с трудом это всё воспринимала. Потому что поначалу совершенно ничего не понятно. Все эти истории постоянно переплетались в пределах одной главы. И так как это первое моё знакомство с Джоди Пиколт, то советую не начинать с этой книги. Тяжело для восприятия.

Поэтому не могу сказать, что в процессе чтения я прониклась какой-то особой любовью к роману и его героям. Скорее, мною при прочтении двигало любопытство. Возможно потому, что обилие персонажей и историй не даёт сконцентрироваться на ком-то одном и узнать героя поглубже (хотя далее вся вторая часть будет посвящена Сесилии Бомонт-Пайк). Герой Итана, к примеру, вообще выглядит неправдоподобным, потому что это 9-ти летний мальчик, а рассуждает и поступает он как подросток, и к тому же спокойно ходит с Россом на вылазки с поисками призраков.

Выдуманный мир Джоди Пиколт показался мне слишком уж неправдоподобным, слишком мистическим, слишком сложным. Просто СЛИШКОМ. Слишком всего и сразу. Её манера написания и изложения истории не пришлась мне по душе. И я до конца так и не поняла, как отношусь к этой книге и теме, в ней поднятой. Пожалуй, самое интересное здесь для меня - это легенды индейских народов (абенаки) и вопросы, касающиеся евгеники. Евгеника так и вообще послужила для меня здесь неким триггером. Потому что наш род имеет некоторые особенности по здоровью, и лично мне прилетело больше всего осуждений от людей. Всё это очень неприятно. Поэтому, ежели вы спросите меня, как я отношусь к утверждениям учёных прошлых веков о том, что нужно делать принудительную стерилизацию всем, в чьём роду были алкоголики/убийцы/умственно отсталые/ведущие кочевой образ жизни/бедняки/люди с серьёзными заболеваниями.... то я отвечу, что не согласна с этим. Давно уже известно, что гены могут передаваться через поколения и что непонятного рода наклонности и заболевания могут возникать даже в уважаемых семьях, занимающих высокое положение в обществе. Гены и окружение играют роль 50/50, плюс ещё множество сопутствующих факторов и обстоятельств. Как говорится, в каждой семье не без "урода", и если истреблять ячейки общества, то их вообще не останется. Нет идеальных людей, нет идеальных семей, и нет "идеальных" генеалогических деревьев. Некий инвалид может сплотить семью и помочь учёному-медику совершить важное медицинское открытие - как прорыв на века вперёд, в то время как вполне обеспеченный человек из высшего общества может прожить неинтересную жизнь, натворить делов, промотав в итоге всё состояние. Кто тогда окажется для общества полезнее?! Каждая отдельно взятая жизнь ценна сама по себе и даётся нам не просто так. Как и голова на плечах.

спойлер

В данной же истории можно сказать, что Сесилия вышла замуж не за того мужчину. Она всю совместную жизнь считала, что на ней женились из-за денег её отца, потому у неё и была депрессия, которая переросла в суицидальные мысли. Не было ни любви, ни страсти, ни доверия. А это пытка для любых отношений. Безусловно, лёгкое психическое отклонение тоже имело место быть (и вовремя не оказана правильная помощь), однако, как мы видим, Сесилия происходит из уважаемой семьи профессора! Как-то глупо всё - и причины, и следствие, и итог! Как кошмарно и несправедливо! Не могу сказать, что героиня положительная и вызывает приятные ассоциации. Почему-то она не хотела довольствоваться тем, что является замужем за хорошим человеком, что ждёт ребёнка, и в целом тем, что жизнь её устроена. Ей хотелось приключений! А вот тут уже гены, и как оказалось, горячая кровь! В данном, частном случае - это взяло верх. Спенсер тоже отрицательный персонаж. Он слишком поглошён своей работой, маниакально судит людей вследствие этой самой евгеники, да и к тому же ревнует жену и считает её своей собственностью... Возможно, трагедия бы не разыгралась в таком объёме, если бы он не толкнул Сиси, вызвав преждевременные роды (и даже не пожалев ни о чём) и если бы не был так глупо уверен в своей непоколебимой правоте. Образованный человек, но не умный муж. И к тому же полный мерзавец!

Этот человек пытался извести под корень всю свою семью. Этот человек считал, что может решать, кто имеет право жить, а кто нет. Этот человек воображал себя Богом.
свернуть

Жизнь - это всего лишь жизнь, вся пронизанная условностями и неидеальностями. Я, например, знаю людей с отклонениями по здоровью, но очень добрых и любящих жизнь (и состоявшихся в ней)! Где решение проблемы? Вопрос остался открытым. Я долго не понимала, на что Джоди намекает?! Не понимала позиции автора. Она вроде и не осуждает героев, просто рассказывает историю, но постоянно делает упор на жёсткие принципы евгеники. Всё как-то мрачно и совсем уж антиутопично... В детективной части стало понятно, что вроде бы автор на стороне полицейского Илая. Но для этого придётся прочитать 2/3 книги. И общее ощущение останется гнетущим и смазанным!

Будьте уверены, слабые умрут или доведут себя сами, а сильные будут жить и радоваться! Впрочем, как и здоровые - всё по тем же принципам. Вопрос цельности личности и силы воли. А больных психически попросту нужно лечить!

Вот такие рассуждения и выводы вызвала у меня книга. В какой-то момент роман стал мне откровенно неприятен. Как детектив - он мне понравился, но в начале и как мистический роман - нет. Специфическое, местами нудное, как трясина, чтение. Но есть в нём своя, особая глубина. Есть своя боль и актуальные проблемы, которые присутствуют и в современном обществе (радует, что уже отчасти, а не так остро).